C какого момента исчисляется гарантийный срок?
Гарантийный срок и срок службы изделия берут свой отсчет с момента его передачи покупателю после внесения всей денежной суммы. Если день реализации не установлен, то – с даты изготовления.
Все эти условия оговорены в п. 2 ст. 19 Федерального Закона «О защите прав потребителей» (дальше Закон). Гарантийный срок товара, а также период его службы исчисляются со дня продажи продукта потребителю (если иное не указано в соглашении). В случае, когда день продажи изделия установить невозможно, эти промежутки отсчитываются со дня его изготовления (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Но существуют еще и товары, у которых время приобретения и начало эксплуатации не совпадает. В этом случае сроки гарантийных обязательств исчисляются другими методами. Примеров такого несоответствия множество. Если верхняя зимняя одежда куплена летом, а наденет ее покупатель только с наступлением холодов, или когда бойлер куплен, а фактическое его использование начнется только после завершения ремонта в доме.
С какого момента начинает исчисляться срок действия гарантии?
Срок гарантии является хоть и маркетинговым ходом производителя, но вместе с тем принадлежит к серьезным сдерживающим факторам, облегчающим покупателю процесс диалога с продавцом в случае необходимости замены или возврата некачественного товара.
Но на предметы продажи иногда не устанавливают период гарантированного и бесплатного ремонта. Это связано с тем, что в Законе отсутствует требование по обязательному определению гарантийного срока выпускаемой продукции. Поэтому покупателю приходится действовать в соответствии с Законом, который всегда стоит на страже интересов потерпевшей стороны.
О понятии «гарантийный срок»
Под данным термином понимается временной интервал, на протяжении которого покупатель при обнаружении дефекта имеет право требовать от производителя, продавца выполнения бесплатно ремонта или других требований, которые оговорены в Законе. Само определение можно найти в п.6 ст.5 Закона.
С какого момента исчисляется гарантийный срок?
В соответствии с общепринятыми нормами гарантийные обязательства вступают в законную силу со дня приобретения вещи или ее доставки, если процедура покупки была осуществлена через интернет-ресурс.
Но главным документом в этом случае является договор купли-продажи, где устанавливаемый срок гарантии может быть перенесен по каким-либо соображениям на основе договоренности покупателя и продавца.
В любом случае внимательное изучение договора не помешает. На запасные части и другие комплектующие товара срок гарантии определяется вместе с основным изделием. Но опять же, в соглашении все может быть несколько иначе и срок гарантии продукта и его комплектующих иногда не совпадает.
Если эксплуатация товара немедленно после покупки невозможна по причине, зависящей от магазина (специальный монтаж, сборка), то срок гарантии отсчитывается с момента устранения самой причины.
Гарантийный срок, установленный законом (если гарантия на продукцию не определена)
При отсутствии установленного срока гарантии руководствуйтесь Законом, в котором описан похожий вариант. В результате клиент вправе выдвинуть требования продавцу на протяжении двух лет с момента приобретения вещи. Но здесь существует небольшая оговорка, предусматривающая критерий разумности при определении недостатков и времени обращения.
Если покупатель активно пользовался в течение полутора лет изделием, то естественно, что его потребительские характеристики и товарный вид значительно снизились. Поэтому нет смысла предъявлять требования к вещи, как к абсолютно новому товару.
Другое дело, если на протяжении этого времени продукция постоянно ломалась, и ее приходилось ремонтировать, о чем говорят соответствующие документы. Тогда покупатель имеет полное право при очередной поломке обратиться к продавцу с претензиями по поводу качества.
Гарантия на сезонный товар
Сезонная продукция – это верхняя одежда, обувь и другие вещи, использование которых зависит от времени года. Гарантийный срок по отношению к данным предметам начинает действовать с момента наступления климатических изменений. Учитывая протяженность территории России, приходится делать скидки в связи с условиями природных зон в каждом отдельно взятом регионе.
Продукция с комплектующими элементами или составными частями
При покупке товара, содержащей отдельные комплектующие и составные компоненты, изучите инструкции и уточните гарантийные сроки каждой запасной части. Закон утверждает, что гарантийный срок устанавливается на них, как на основной продукт.
Если в договоре на комплектующее изделие гарантийный срок меньше
Если обнаружилось, что на составные компоненты товара гарантийный срок установлен меньший, чем на основное изделие, заявитель имеет право предъявлять претензии в отношении обнаруженных недостатков комплектующих на протяжении всего периода гарантии на основной товар. Когда же по договору определены другие условия, то покупателю придется придерживаться именно их.
Если в договоре на комплектующее изделие гарантийный срок больше
В данном случае гарантийный срок комплектующей запасной части больше, чем основного товара. Предъявляйте свои требования в отношении дефектов продукта при условии, что изъяны комплектующих выявлены в течение гарантийного периода на данное изделие, независимо от истечения гарантии на основной продукт.
Примером является период, когда срок гарантии кинескопа больше, чем самого телевизора. Гарантия последнего истекла, а кинескопа – в действии. Значит, смело обращайтесь в магазин и ремонтируйте телевизор по сроку гарантии кинескопа.
Закон позволяет предъявить требования к магазину, даже если срок гарантии истек.
Но при этом существуют некоторые условия:
- срок гарантии меньше 2-х лет;
- дефект должен проявиться на протяжении 2 лет;
- существуют факты, что нарушения уже были до приобретения товара;
- гарантия не установлена.
Все перечисленные условия должны присутствовать одновременно.
Есть еще несколько вариантов, когда возможно обратиться с претензиями к продавцу:
- дефект незначительный;
- изъяны возникли до покупки;
- нарушения обнаружены после 2 лет эксплуатации с момента приобретения, на протяжении срока службы или в период 10 лет его эксплуатации в случае неопределенного времени службы.
При отказе продавца выполнить требования потребителя на протяжении 20 суток с момента обращения в магазин или когда выявленный дефект оказался неустранимым, заявитель имеет возможность предъявить следующие требования в соответствии с п.3 ст. 18 Закона:
- обменять на аналогичное изделие или подобный товар другого производителя с перерасчетом разницы в стоимости;
- разорвать договор о купле-продаже и потребовать от продавца возвращения всей уплаченной за приобретенную вещь суммы денег;
- вернуть испорченный продукт непосредственно производителю и потребовать от него возвратить все деньги.
Все претензии оформляются в письменном виде, в двух экземплярах. Один передается продавцу, второй образец должен заверить печатью и подписью реализатор.