К сожалению, абсолютно любой автовладелец может стать участником дорожно-транспортного происшествия. Очень хорошо, когда у водителя есть полис ОСАГО, тогда вопросы, связанные с выплатами причиненного ущерба, полностью решает страховая компания.
Однако бывает и так, что в момент дорожного происшествия вы по различным причинам не имеете действующего договора страхования автогражданской ответственности, например, старый полис закончился, а новый вы оформить забыли или же попросту не захотели тратить деньги на страховку. Что же делать, если вы не только не имеете действующего полиса ОСАГО, но еще и стали виновником аварии?
В этом случае вам придется решать все вопросы, связанные с последствиями дорожно-транспортного происшествия, без участия страховщика. Вам нужно будет досконально изучить законодательство, чтобы не только понять, с какими трудностями придется столкнуться, но и уметь защитить свои права. Ведь вам могут быть предъявлены завышенные требования по выплатам.
Что делать при ДТП, если просрочена страховка
По общему правилу, если в момент дорожно-транспортного происшествия у виновного нет действующего полиса ОСАГО, то это означает, что потерпевшей стороне возмещать ущерб в одностороннем порядке будет виновное лицо самостоятельно. Это правило действует во всех случаях, кроме таких ДТП, в результате которых причинены тяжкие повреждения участникам аварии.
Таким образом, существует два варианта:
- Разрешение инцидента в двустороннем порядке, без привлечения государственных органов;
- Разрешение вопроса в соответствии с законодательством, оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами ГИБДД.
В случае, когда дорожно-транспортное происшествие не повлекло за собой катастрофических последствий и автотранспортным средствам причинен только небольшой ущерб, а у людей нет физических повреждений (за исключением синяков, небольших ушибов), то вопрос между виновником и потерпевшим в принципе можно решить, не вызывая сотрудников внутренних дел, «на месте».
Если же последствиями аварии явились тяжкие последствия – причинение вреда жизни и здоровью людей, сильные повреждения автомашин, а также если стороны не могут решить вопрос о том, кто виноват в аварии или не могут договориться о сумме компенсации, тогда обязательно нужно вызвать сотрудников дорожно-патрульной службы и оформлять аварию в соответствии с действующим законодательством.
Решение вопроса «на месте», без вызова специальных служб
Если вы понимаете, что ваша вина в дорожно-транспортном происшествии наиболее вероятна и согласны с этим, то решение вопроса «на месте» будет идеальным решением для вас.
Однако это приемлемо лишь в том случае, когда потерпевший так же соглашается решить все в двустороннем порядке и не просит компенсировать ему ущерб в слишком заведомо большем размере.
Если потерпевшая сторона, после визуального осмотра повреждений, принимает ваше предложение о возмещении ему ущерба без вызова инспекторов дорожно-патрульной службы, то зафиксируйте при помощи фотоаппарата, камеры или мобильного телефона место происшествия – расположение автомашин, повреждения, полученные в результате аварии и т. д. Затем отгоните транспортные средства на обочину, чтобы освободить проезд на дороге, и уже там обсуждайте условия вашего соглашения более детально.
После того, как проведена оценка причиненных повреждений, то вы и потерпевший должны договориться о конкретной сумме компенсации и выплатить ее там же. При этом необходимо взять у потерпевшего расписку о том, что он получил деньги от вас в счет возмещения причиненного ущерба его автомашине. В расписке так же не лишним будет указать, что претензий к вам потерпевший не имеет.
Если же нет возможности на месте определиться с точной суммой ущерба, например, повреждены внутренние части и механизмы, то можно отогнать машину на станцию технического обслуживания и уже там, при помощи специалиста определиться с суммой компенсации.
Если же необходимой суммы денег у вас при себе нет, то можно выплатить ее часть, а остальную сумму обеспечить распиской, в которой нужно указать место и время передачи оставшейся суммы. Так же можно оставить залог в счет неуплаченных денег.
Оформление аварии при участии сотрудников ГИБДД
Какие положительные и отрицательные стороны у оформления в таком порядке?
Если соглашения сторон достигнуть в вопросе урегулирования возмещения не удалось, то придется проходить процедуру возмещения в официальном порядке. Не факт, что она потребует от вас больших финансовых затрат, но времени и нервов наверняка будет потрачено значительное количество.
Итак, какие же отрицательные моменты могут быть при оформлении с участием государственных органов, если у вас отсутствует полис ОСАГО. Очевидные минусы:
- Первый штраф, который вы оплатите – за управление транспортным средством без страховки. Его размер определен законодателем и составляет 800 рублей;
- Штраф за нарушение правил дорожного движения, в результате которых и произошло дорожно-транспортное происшествие. В зависимости от вида нарушения (или совокупности нарушений) будет выписан штраф. Его сумма может быть абсолютно различной и не всегда незначительной. Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (даже в состоянии остаточного опьянения) штраф составляет 30000 рублей;
- Иные санкции. На виновника дорожно-транспортного происшествия может быть наложен не только штраф, но и иные виды наказаний, например, лишение права управления транспортным средством;
- Размер компенсации. При разбирательстве в официальном порядке размер выплат чаще всего увеличивается, из-за того, что виновному придется оплатить и услуги юриста, к помощи которого прибегнет потерпевший, расходы на проведение экспертизы и прочее. А если дело будет рассматриваться в суде, то придется оплатить и судебные издержки.
Не смотря на огромное количество минусов, в проведении официального разбирательства есть и один плюс – можно быть уверенным, что будет проведено объективное разбирательство и сумма компенсации так же будет разумной. Ведь может оказаться, что вина в аварии была обоюдной и соответственно сумма ущерба уменьшится.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 в редакции от 12.07.2017 «О Правилах дорожного движения» каждый водитель не только должен иметь при себе действующий договор ОСАГО, но и по первому требованию инспектора ГИБДД обязан предъявить его. За нарушение водителем этого пункта Правил, он подвергается административной ответственности.
Так же стоит помнить, что просроченный полис ОСАГО приравнивается законодательством к отсутствию полиса. То есть, ответственность наступает по тем же основаниям.
Согласно ст. 12.37 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 29.07.2017 года за управление автотранспортным средством без действующего договора автогражданской ответственности предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
А вот до 15.11.2014 года этим же нормативно-правовым актом было предусмотрено, что сотрудник ГИБДД не только налагал штраф, а снимал регистрационные знаки с машины. Разрешалось использование машиной только для оформления страховки и действовало сутки. После этого использование машины считалось незаконным. Номера возвращались только после того, как был заключен новый полис ОСАГО.
Поэтому сейчас законодатель к правонарушителям, которые не выполняют требование об автогражданской ответственности, относится намного мягче – предусмотрен только штраф, не зависимо от того, сколько раз вы были остановлены сотрудниками ГИБДД без страховки. Забирать регистрационные номера у вас никто не будет.
Штраф за управление транспортным средством с просроченным полисом ОСАГО
Правонарушения, связанные со страхованием автогражданской ответственности, часто вызваны различными причинами. Следовательно, и степень виновности, и размер штрафа за недействительную страховку различается в зависимости от правовых последствий.
В соответствии со статьей 12.37 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 29.07.2017 года, установлены такие нарушения и ответственность за их совершение:
- если срок действия полиса определяется конкретным периодом (например, с мая по сентябрь), а автолюбитель использует его зимой, то штраф будет составлять 500 рублей;
- если автотранспортным средством управляет лицо, не вписанное в договор страхования, однако сам полис имеется в наличии, то сумма штрафа так же составит 500 рублей;
- если полис действителен, но в момент управления транспортным средством (остановки сотрудниками ГИБДД для проверки) его нет, то штраф все же будет наложен, хотя и минимальный – 500 рублей;
- если страховка просрочена, а водитель продолжает эксплуатацию транспортного средства, то штраф будет максимальным – 800 рублей;
- если полис ОСАГО вообще отсутствует, то штраф будет составлять те же 800 рублей.
То есть, возможные штрафы за нарушения, связанные с полисом ОСАГО составляют или 500 или 800 рублей.
Конечный размер штрафных санкций зависит от степени тяжести совершенного нарушения.
Так же важно понимать, что штрафные санкции могут быть наложены на автолюбителя без оформленного полиса ОСАГО только случае, когда он управляет своим автомобилем. Если же транспортное средств находится на парковке и владелец им не пользуется, то штраф наложить невозможно.
Так же законом не установлена и периодичность, с которой могут быть наложены штрафы за нарушения, связанные с ОСАГО. Все указанные суммы – это самые минимальные штрафы, которые могут быть применены к автовладельцам. В том случае, если аналогичные нарушения происходят уже не впервые, то сотрудники органов внутренних дел имеют право передать материал административного производства в суд и тогда сумма иска может значительно возрасти.
Даже когда автолюбитель уже бы оштрафован за такое правонарушение, при последующей остановке его инспекторами ГИБДД штраф может быть наложен снова.
Это обоснованно тем, что эксплуатация автомашины без полиса ОСАГО строго запрещена. Немаловажным условием является и непосредственно факт использования транспортного средства – если авто просто находится на парковке или в гараже, то наказание быть наложено быть не может, даже если полис и отсутствует.
Ответственность за использование транспортного средства без полиса ОСАГО и исключения из общего правила.
Наиболее хороший момент – это отмена с осени 2014 года снятия государственных знаков с машины за отсутствие страхового полиса ОСАГО. Так же и помещение транспортного средства на штрафстоянку законодательством не предусмотрено.
Самое большее, что имеют право сделать инспекторы ГИБДД – подать на водителя иск в суд, но для этого им нужно иметь очень значимые основания.
Так же есть список типов транспорта, для которых полис ОСАГО не обязателен:
- транспорт, не имеющий колес;
- авто, принадлежащие гражданам иных государств;
- транспортные средства, могущие развивать скорость не более 20 км/час;
- транспортные средства вооруженных сил РФ.
Такие транспортные средства можно эксплуатировать при отсутствии полиса автогражданской ответственности, и, соответственно, привлечь к ответственности за это невозможно.
Для оформления дорожно-транспортного в таком случае необходимо в обязательном порядке вызывать инспекторов ГИБДД. Во-первых, сотрудник полиции вынесет постановление о привлечении к административной ответственности в отношении участника аварии, у которого отсутствует страховка.
Автовладелец должен будет выплатить штраф – 800 рублей. Затем отсутствие страхового полиса фиксируется в протоколе осмотра и в справке о дорожно-транспортном происшествии.
Справка о дорожно-транспортном происшествии будет самым важным документом при обращении в суд с исковым заявлением.
Ведь если хотя бы у одного из водителей транспортных средств, нет страховки, то возможность судебного разбирательства очень высока. Выдают справку о дорожно-транспортном происшествии только сотрудники ГИБДД, которые оформляли аварию. Сумма штрафных санкций не идет в сравнение с размером компенсации причиненного ущерба.
Если страхового полиса нет у потерпевшего, а у виноватого в аварии страховка оформлена в соответствии с законодательством, то страховщик выплатит ущерб.
Когда полиса нет у виновного в ДТП автолюбителя, то компенсацию потерпевшему будет возмещать виновник за свой счет. Обязательно будет назначена независимая экспертиза для определения причиненного ущерба. Если потерпевший и виновник смогут договориться, то проблему можно решить без органов власти.
Виновный после передачи денег в счет причиненного ущерба, потребует расписку, о том, что претензий к нему нет и не будет в дальнейшем, даже если будут обнаружены скрытые повреждения. Альтернативный вариант – разбирательство в судебных органах.
Самый неприятный случай, если все участники ДТП не имеют полиса ОСАГО. Если сумма причиненного вреда не значительная, то участникам аварии намного выгоднее заключить соглашение и примириться, если это не удается, то придется обращаться в суд.
Следует помнить, что водитель с недействительным полисом ОСАГО обязательно будет подвергнут штрафу сотрудниками ГИБДД, прибывшим на место аварии.
Виновному в аварии так же придется заплатить не только штраф, но и компенсировать причиненный ущерб, а еще и отремонтировать свой автомобиль. Обычно, размер таких трат, несоизмерим с суммой, которую нужно заплатить за полис ОСАГО.