Что нужно делать при аварии автомобиля по закону?

image_pdfimage_print

Как это ни печально, ни один водитель и пассажир не могут быть уверены, что не станут участниками угрожающей ситуации во время движения. В связи с этим нельзя исключить, что вы будете оформлять аварию, привлекая к этому уполномоченных лиц. Однако каким образом осуществить эти действия, чтобы свести пробелы в описании к минимуму?

Что нужно делать при ДТП

В случае ДТП самое главное подавить чувство растерянности и действовать в установленном порядке, чтобы снизить количество отрицательных моментов и обеспечить дальнейший справедливый разбор обстоятельств.

Водителям, попавшим в аварию, рекомендовано соблюдать следующую последовательность действий.

Шаг 1. Выполнить первоочередные действия, указанные в ПДД

  • Нужно произвести остановку машины сразу после того, как авто столкнулись и зафиксировать ее при помощи стояночного тормоза и (или) иных средств (п. 2.5 ПДД).
  • Затем должно последовать включение аварийной сигнализации и выставление знака, обозначающего аварийную остановку (п. 2.5 ПДД).

Расстояние от знака до движущихся в вашу сторону транспортных средств должно составлять не менее 15 м в населенных пунктах и не менее 30 м за их пределами (п. 7.2 ПДД).

Вы не должны производить перемещение или уборку каких-либо предметов или следов, которые имеют отношение к аварии.

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП, участником которого он является, влечет наложение штрафа в размере 1 000 руб (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).

Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он является, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

Шаг 2. Произведите оценку обстоятельств происшествия

Как действовать дальше, будет зависеть от обстоятельств ДТП.

2.1. Если ДТП привело к гибели или ранениям граждан

Совершите нижеперечисленные действия (п. 2.6 ПДД):

  • сделайте все необходимое, чтобы оказать первую помощь раненым, вызовите сотрудников полиции и врачей скорой помощи;
  • если необходима неотложная помощь, отправьте потерпевших на попутных машинах, а если такой возможности нет, отвезите их на своей машине в ближайшее лечебное учреждение, назовите свою фамилию, данные регистрационного знака автомобиля, и вернитесь на место аварии.

Если вы оставите человека в опасности, вам придется нести уголовную ответственность (ст. 125 УК РФ);

  • уберите с проезжей части свою машину, если она создает препятствия для движения других автомобилей, до этого проведя фиксацию, в том числе при помощи фото и видеосъемки, расположение машин относительно друг друга и других дорожных объектов, следов и предметов, имеющих отношение к аварии, и примете меры к тому, чтобы они сохранились, а также организуйте объезд места автоаварии;
  • запишите фамилии и адреса свидетелей происшествия и ждите приезда работников автоинспекции.

2.2. Если при ДТП причинен вред только имуществу, но участники не могут прийти к единому мнению 

Действуйте следующим образом (п. 2.6.1 ПДД): 

  • освободите дорогу, в случае, если возникают препятствия для движения других автомашин, до этого произведя фиксацию любым способом, включая средства фото или видеосъемки, расположения машин в отношении друг друга и других объектов на дороге, следов и предметов, имеющих отношение к произошедшему, повреждений автомобилей;
  • запишите данные свидетелей и сообщите о происшествии полиции, в целях получить от ее работников указания относительно места, где будет оформляться автоавария. Если сотрудник полиции сообщит вам, что документацию о ДТП с привлечением работников автоинспекции, наделенных соответствующими полномочиями, надлежит оформлять проехав на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции, оставьте место аварии.

2.3. Если при ДТП пострадало только имущество, и участники пришли к согласию

Придерживайтесь следующего порядка действий (п. 2.6.1 ПДД):

  • если вы создаете препятствия для остальных участников движения, уберите авто с проезжей части, перед этим осуществив фиксацию того, как машины расположены относительно друг друга и дорожных объектов, следов и предметов, имеющих отношение к случившемуся, повреждений машин;
  • в вызове полиции в данной ситуации нет необходимости. При таких обстоятельствах выберите один из нижеперечисленных вариантов:
  • оформите документацию об аварии с привлечением работников полиции, имеющих соответствующие полномочия, проехав на ближайший пост ДПС или в отдел полиции;
  • оформите бумаги о происшествии, не привлекая уполномоченные органы, путем заполнения бланка извещения о ДПС как того требуют правила ОСАГО;
  • не оформляйте документацию о ДТП – если при аварии причинен вред только машинам или другому имуществу только граждан, участвовавших в ДТП, и ни один из них не испытывает потребности оформлять указанную документацию. В такой ситуации нижеперечисленные действия совершать не нужно. 

Шаг 3. Уведомление страховщиков о случившемся

Как только появится возможность, направьте страховщику, осуществившему выдачу полиса ОСАГО, уведомление о том, что наступил страховой случай, не выходя за пределы срока, который предусмотрен в правилах обязательного страхования (ч. 3 ст. 11 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Когда машина страховалась по КАСКО, уведомление страховщика о случившемся осуществляется с соблюдением порядка и правил, которые указаны в правилах страхования по КАСКО.

Порядок действий в случае, когда вы попали в аварию, определяется правилами дорожного движения и элементарным здравым смыслом. После того, как был заглушен двигатель, произведена установка аварийного знака и в случаях, когда это необходимо, вызваны медики, вы можете начинать фиксировать повреждения и примерно оценивать вред.

ДТП оформляется по следующей схеме: 

  • На место аварии вызываются работники ГИБДД, или же, когда случай несерьезный, аварийный инспектор – в такой ситуации для оформления ДТП используют европротокол (о нем будет сказано ниже);
  • Опрашиваются свидетели (рекомендуется по своей инициативе взять контакты у прохожих или водителей, присутствовавших в момент, когда произошло столкновение);
  • Совместно с работниками ГИБДД анализируется произошедшее столкновение;
  • Оформляется документация;
  • Подписывается протокол;
  • В случае заявления кем-либо из участвовавших в аварии такого требования – принимаются дополнительные меры, к примеру, дорога осматривается в целях выявить на ней препятствия или установить, насколько хорошей была видимость.

Если ситуация очень взволновала вас, не стоит стесняться обратиться за помощью к знакомым. Наберите номер кого-то из близких, имеющих большой опыт вождения: он сможет подсказать вам правила грамотного оформления аварии, и помочь вести диалог с работниками ГИБДД или инспекторами.

По сути, главным залогом успеха при оформлении автоаварии является спокойная и рассудительная реакция на случившееся. В какую бы ситуацию вы не попали в пути, вы должны как можно быстрее прийти в спокойное состояние – будучи шокированным, вы способны не обратить внимания на ошибочные действия другого водителя или инспектора.

Как изменились правила?

Механизм, описанный выше, применялся для оформления всех без исключения происшествий, включая и незначительные, еще 2 года назад – применяется и сегодня, однако в случае достаточно серьезной аварии.

Начиная с 01.07.2015 г. в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство РФ, стал использоваться новый порядок оформления документации при авариях, если случай является совсем пустяковым.

Вам предоставляется возможность обойтись без вызова работников ГАИ и осуществить оформление происшествия, составив европротокол, обратившись за содействием к аварийному инспектору (в сущности, он будет являться свидетелем составления официального документа) в тех случаях, когда:

  • Во время происшествия ущерб был нанесен лишь автомашинам двоих водителей;
  • Оба шофера имеют действительную страховку ОСАГО;
  • Пассажиры не пострадали;
  • Ремонт обойдется не более чем в 50 т. р. (в случае оформления ОСАГО до 01.08.2014 г. – не более чем в 25 т. р.);
  • Оба участника не имеют возражения против совместного заполнения извещения, приложенного к полису ОСАГО, и у них отсутствуют взаимные претензии.

Допускается оформление аварии на месте, в тех случаях, когда участники имеют полисы ОСАГО, достигли консенсуса в вопросе компенсации вреда, и у них нет каких-либо взаимных требований. Но данная процедура не подразумевает простое подписание двумя гражданами некоего соглашения, после которого они разъедутся.

Если при происшествии не пострадали люди и государственное имущество, тем не менее, оформляя аварию без участия ГИБДД, нужно будет прибегнуть к услугам аварийного комиссара.

Данное лицо не имеет никакой должности в ГИБДД, его задачей является контроль за заполнением извещения согласно нормам законодательства с применением максимально точно характеризующих ситуацию определений.

Если вы осуществили оформление полиса ОСАГО, не дожидаясь аварии, изучите все нюансы, которые возникают, когда вы оформляете европротокол, помните, что предупрежден — значит вооружен.

Ежедневно на дороге в городе случаются происшествия, которые не требуют вызова ГИБДД. К примеру, если случилась авария, и вред нанесен только стеклянным либо пластиковым деталям авто. Такая, как кажется, незначительная ситуация, может внести дисбаланс в движение автомобилей.

В целях правильного представления о надлежащем оформлении аварии с применением европротокола, ознакомьтесь с кратким руководством: 

  • Требования законодательства РФ предусматривают заполнение извещения обоими водителями. Внося данные о своем авто в графу на лицевой стороне, каждый из них использует колонки «А» и «В» соответственно;
  • В лицевую часть бланка вносятся данные о месте, дате/времени столкновения, об обоих участниках, сведения, касающиеся свидетелей, страховщиков, вкратце перечисляется, каким деталям и элементам причинен вред, излагается описание обстоятельств произошедшего;
  • При формулировке ответов, нужно следить за правильным использованием терминов (к примеру, понятия «стоянки» и «остановки» не тождественны) и проявлять внимание к выбору вариантов («заезжал на перекресток» не означает «двигался по перекрестку», а «менял полосу» — не синоним «обгонял»);
  • Для того чтобы внести дополнительную информацию, предусмотрен пункт «Замечания». Когда добавлений нет, необходимо проставление прочерка;
  • По окончании водителям необходимо подтвердить, что сведения достоверны, путем проставления подписей на обоих листах;
  • Оборотная сторона заполняется каждым шофером отдельно. Если дополнительные сведения нельзя вместить на одном листе, допускается приложение дополнительных листов (на них должны содержаться пояснения, кто и к чему составил приложения, и подписи обоих участников).

Для того чтобы приготовления к верному составлению европротокола об аварии, не прошли зря, необходимо побеспокоится о сохранении данных. Заполняя документ, лучше воспользоваться шариковой ручкой, а не карандашом, ведь такую информацию очень просто стереть.

Проявить инициативу, связанную с оформлением извещения о ДТП без ГАИ, может любой водитель, соответствующий вышеперечисленным условиям.

У многих автолюбителей возникают вопросы относительно заполнения европротокола, если мнения участников об обстоятельствах столкновения противоречат друг другу. В данном случае это говорит о том, что между участниками не достигнут консенсус, и оформление происшествия без участия полицейских невозможно.

В случае, если представленные сведения не позволяют установить, кто виновен в аварии, от страховщика не замедлит поступить отказ в выплате компенсации.

Нужно обратить внимание на такое самостоятельное оформление аварии, при котором страховщику станут ясны все обстоятельства произошедшего. Одним из средств доказывания отсутствия вины будет наличие информативных фото.

Они должны отражать схему места столкновения, кроме того, необходим крупный план отображения его итогов (тормозного пути, обломков, повреждений). Необходимо, чтобы по фотографиям можно было без труда идентифицировать авто, поэтому нужно позаботиться о наличии на фото читабельных знаков регистрации.

Документы

Как уже стало понятно из вышесказанного, если вред, нанесенный одной или двум машинам, несущественен, автолюбителям, ставшим жертвами столкновения, нет необходимости вызывать ГИБДД, им достаточно обратиться за помощью к аварийному инспектору и при нем произвести заполнение лишь одного документа – извещения.

Его составление не вызовет сложностей: помимо двух копий в ОСАГО приложено подробное руководство. Этот документ нужен для представления его после происшествия в ГИБДД.

А вот список документов, оформляемых при аварии, если случай является серьезным, лучше сохранить в памяти.

Итак, завершив официальное оформление происшествия, работникам ГИБДД и водителям следует проверить наличие:

  • справки об аварии, ответственность за составление которой возложена на инспектора, а участникам необходимо скрупулезно проверить ее;
  • протокола осмотра автомашин;
  • приложения к протоколу, в котором содержатся подробные сведения обо всех повреждениях;
  • схемы происшествия, которая отображает, как автомобили расположены после столкновения;
  • акта медосвидетельствования — с помощью этого документа подтверждается факт нахождения участников в адекватном состоянии (отсутствие в крови спиртного или наркотиков);
  • свидетельских показаний и показаний граждан, которые пострадали при аварии (опросить их можно и позднее, выйдя на контакт по телефонной или электронной связи, но предпочтительнее, чтобы они приняли участие в процессе на месте).

Водитель должен лично присутствовать при оформлении всей вышеназванной документации!

От водителей, попавших в аварию, требуется не просто ожидание завершения работы инспектора, а оказание ему помощи, ответы на вопросы, задаваемые в целях уточнения обстоятельств, рассказ о своем видении произошедшего. Работником ГИБДД из корыстных побуждений, либо из-за невнимательности в протокол или схему могут быть внесены неверные сведения, что повлечет за собой серьезные неприятности.

По этой причине стоит, еще до прибытия гаишников, прийти в себя и с помощью мобильного сделать фото всех повреждений автомашины, и, кроме того: 

  • дорожного покрытия — возможно наличие ям, кочек, выбоин, из-за которых и произошло столкновение;
  • транспортного оборудования (светофоров и разметки);
  • следа тормозного пути;
  • наклона дороги. 

Оформление ДТП при помощи ГИБДД

Таким образом, мы разъяснили, какая документация должна быть оформлена в случае аварии работниками ГАИ (вся без исключения — от схемы до протокола), и как следует действовать, чтобы была отражена наиболее соответствующая реальности картина произошедшего. Но все действия должны быть своевременными.

Опираясь на действующий регламент, процесс должен выглядеть так:

  • приезд инспектора к месту события, после чего он должен представиться;
  • получение показаний от водителей и их участие в осмотре автомашин;
  • прохождение лицами, участвовавшими в ДТП, тестирования на наличия спиртного в крови, а в случае отказа кого-либо от теста – внесение этих данных в протокол;
  • изготовление работниками ГИБДД документации (в том числе схемы) и просьба к участникам о тщательном их изучении;
  • вопрос инспектора к водителям о готовности к даче пояснений, и, в случае согласия, фиксация сведений, сообщенных водителями и свидетелями;
  • в случае наличия потребности в этом, принятие ГИБДД мер, направленных на эвакуацию машин;
  • Правилами по оформлению аварии работниками ГИБДД подразумевается, что не позднее чем через 2-3 дня инспектором выдаются водителям копии протокола, справка о ДТП, а кроме того, документация, которая свидетельствует о том, что один из участников не привлекается к административной ответственности либо, наоборот, о том, что ему следует отправиться в судебные органы.

Из этого следует, что авария должна быть оформлена в ГИБДД в течение суток.

На инспектора возложена обязанность по передаче всей документации водителям в день аварии либо – крайний срок, на следующие сутки.

Если бумаги выдаются с задержкой, это расценивается как нарушение порядка оформления аварии работниками ГИБДД и служит основанием для написания жалобы, что станет катализатором процесса.

В случае если у вас сложилось мнение о пристрастности прибывшего к месту аварии инспектора и о нарушении им установленного регламента, не следует спускать это на тормозах.

Первое: еще когда составляется протокол и утверждается схема, вы можете защищать свои права.

Второе: в случае, когда вам точно известны правила, по которым должна оформляться авария, однако не смогли предотвратить произвол со стороны работника ГИБДД (по причине шока или психологического давления), есть возможность уладить ситуацию и после столкновения.

Не теряя времени, напишите заявление в одну из следующих структур:

  • К руководству ГИБДД;
  • В прокуратуру;
  • При отказе – в судебные органы.

Аналогичным образом следует действовать в случае невыдачи вам положенной документации. Из данной статьи, при ее внимательном прочтении, вам должно было стать ясно, какие бумаги выдаются ГИБДД при аварии.

В случае отсутствия некоторых документов, у вас могут возникнуть сложности при получении возмещения у страховщика, кроме того, при столкновении необходимо сообщить страховщику о событии в течение 24 часов, и не позднее, чем через 5 суток направить уведомление в письменном виде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: