Истекающий срок годности по законодательству РФ
Если срок годности приобретенного вами товара истек или качество продукции не соответствует нормам, вы, согласно положениям закона о защите прав потребителей, имеет полное право вернуть потраченные денежные средства, сдав негодный товар в магазин.
Ниже будет рассказано, как правильно вернуть продукцию, и что предпринять, если продавец отказывается отдавать вам деньги.
Как вернуть товар с истекающим периодом годности?
Законодатель запрещает реализовывать изделия с истекшим сроком годности, за нарушение этого положения, предусмотрено наложение административного штрафа.
Тем не менее, многие торговые точки игнорируют указанное правило и продолжают продавать испорченные товары, ставшие небезопасными для здоровья потребителя.
Если вы уже после приобретения продукции продовольственного назначения (или некоторых категорий непродовольственных товаров) обнаружили, что срок годности на нее истек, вы можете потребовать от продавца возврата истраченных вами денежных средств.
Чтобы сделать это как можно быстрее, не предпринимая лишних бесполезных действий,
следуйте приведенному ниже алгоритму:
- Подготовьте материальное подтверждение факта истечения срока годности на товар. К примеру, сфотографируйте изделие так, чтобы были видны и обозначенный на нем срок годности, и дата приобретения продукции;
- Не забудьте взять с собой кассовый чек. Если вы по какой-либо причине его не сохранили, можете предоставить показания свидетелей совершения вами покупки (присутствовавших при этом ваших родных, друзей, сотрудников того же магазина);
- В письменном виде оформите претензию к продавцу. Сформулируйте свои требования о возврате денежных средств, обмене изделия на новое, снятии с реализации аналогичных товаров с истекшим сроком годности. Подпишите бумагу сами, можете попросить свидетелей покупки поставить свои подписи;
- Вручите документ продавцу и возьмите с него расписку в получении претензии;
- Дождитесь ответа продавца (или того лица, которому направили требование). Ответ должен быть дан в течение 10 суток со дня получения бумаги.
У вас, согласно положениям законодательства, есть возможность передать претензию двумя путями:
- При личной встрече. Это оптимальный выход, поскольку вы будете точно уверены, что документ попал в руки представителя продавца, а последний не имеет права отказаться его принимать. После вручения, не забудьте получить от уполномоченного лица расписку в получении претензии;
- По почте заказным письмом, непременно с уведомлением о вручении. Последнее обязательно, поскольку иначе вы не сможете доказать, что продавец получил вашу претензию. Этот способ отнимает больше времени, которое тратится на пересылку, однако, удобнее, если торговая точка расположена на большом отдалении от вас.
Как было упомянуто выше, продавец (производитель) обязан дать ответ на вашу претензию в течение 10 дней с момента ее получения.
Если по истечении этого срока, вы так и не получили ответа, а ваши требования не были исполнены (вам не были возвращены деньги, товар не заменили на новый, просроченную продукцию не сняли с реализации), обращайтесь в контролирующие и надзорные органы.
Конечно, оптимальным вариантом будет обращение к представителю продавца с претензией и кассовым чеком. Тем не менее, если вы по какой-либо причине не сохранили платежный документ, то в соответствии со статьей 18 закона о защите прав потребителей, все так же имеете право на возврат денег, обмен товара и удовлетворение прочих обоснованных претензий (к примеру, о возмещении понесенного ущерба).
В случае отсутствия кассового чека или другого заменяющего его документа:
- Придите в магазин с товаром и покажите продавцу, что он просрочен;
- Докажите, что товар был куплен именно в этой торговой точке. Для этого можно попросить поднять кассовую ленту, просмотреть материал, снятый камерами видеонаблюдения, опросить сотрудников магазина. Можете также предоставить показания свидетелей совершения вами покупки;
- Попросите вернуть вам истраченные на приобретение продукции деньги или обменять товар на аналогичный с неистекшим сроком годности.
Продавец, в свою очередь, имеет возможность сразу удовлетворить ваши требования или провести за свой счет экспертизу на предмет негодности товара (это в большей степени касается не истекшего срока годности, а несоответствия качества товара нормам).
Вы, в свою очередь, можете, пока продавец ждет окончания экспертизы, обратиться с заявлением в Роспотребнадзор.
В ситуации, когда производитель (продавец) после принятия вашей письменной претензии отказывается выполнять принятые на себя обязательства (возвращать вам денежные средства, обменивать товар на такой же, но хорошего качества, изымать из продажи другую просроченную продукцию), обращайтесь с заявлением в Роспотребнадзор.
Вы можете направить заявление:
- Лично. Документ следует составить в двух экземплярах, один из которых, подписанный регистратором, остается у вас, а второй направляется в соответствующий орган;
- По почте, непременно заказным письмом;
- Через официальный интернет-портал организации. Можете послать электронное письмо на указанный на сайте Роспотребнадзора адрес или заполнить представленную на сайте форму.
При оформлении заявления любым способом, вам будет необходимо указать свои контактные данные, анонимных заявлений Роспотребнадзор не рассматривает.
После получения заявления, вышеназванная организация может отправить продукцию на исследование в Центр гигиены и эпидемиологии.