Какие права имеет опекун несовершеннолетнего?

image_pdfimage_print

Забота о подрастающем поколении в различных формах всегда оказывается важной для несовершеннолетних детей. Малыши, оставшиеся без полноценной родительской заботы, нуждаются в особенном внимании со стороны опекунов.

Законодательство РФ регулирует опекунство для гарантированной защиты и возможности полноценного воспитания малолетних детей, которые еще не успели приобрести дееспособность. Законодательные нормы в полном объеме и всесторонне раскрывают специфику решения семейных вопросов. Институт опеки отражен в различных направлениях действующего российского законодательства: гражданское, административное, семейное. На законодательном уровне также регулируются вопросы, связанные с органами опеки.

Защита прав детей органами опеки

Для правильного толкования термина «опека» предполагается необходимость четкого раскрытия сути понятия.

Гражданский кодекс предполагает опеку, являющуюся основным способом защиты прав и интересов детей. Законодатель определяет необходимость воспитания и защиты детей до 14-ти лет (статья 31 ГК). Таким образом, опекуны становятся ответственными за детей.

Глава 20 СК определяет особенности правоотношений между субъектами, основания для начала родственных отношений, порядок осуществления и решения различных вопросов, основания для прекращения опекунства.

Изучая Семейный кодекс, можно понять, что опекун должен способствовать получению качественного образования, оказывать финансовую помощь и правильно воспитывать детей. Объектами подобной заботы и защиты должны выступать дети, которые оказались без родительского попечения (статья 145 Семейного кодекса).

ФЗ «Об опеке и попечительстве» также играет важную роль. Кроме этого, рассматриваются акты, определяющие особенности отношений между детьми и опекунами.

Опекун должен заботиться о несовершеннолетнем ребенке с учетом его будущего. Права и обязательства практически идентичны родительским, но некоторые оговорки все-таки допускаются из-за особенных отношений между детьми и опекунами.

Рассматриваются следующие различия:

  • Право на свободный выбор способов воспитания несовершеннолетних детей. Таким образом, методика воспитания может быть выбрана опекуном. При этом следует учитывать рекомендации и указания органа опеки. Мнение ребенка старше 10 лет также должно быть принято во внимание;
  • Самостоятельный выбор учреждения, где можно получить общее образования. Дополнительно учитываются мнения ребенка и указания надзорного органа;
  • Судебное вмешательство. Если требуется возврат опекаемого ребенка от любых людей, в том числе от его родственников;
  • Оформление заявлений с целью получения пенсий и пособий для финансового содержания ребенка;
  • Возбуждение искового производства относительно лиц, которые обладают определенными обязательствами по отношению к ребенку и при этом нарушают существующие законодательные требования;
  • Защита прав и представление интересов опекаемого малыша с соблюдением действующего российского законодательства.

Анализ вышеперечисленных аспектов позволяет убедиться в том, что права опекуна и ребенка непосредственно связаны друг с другом. Предполагается обязательное исключение негативных факторов по отношению к несовершеннолетнему лицу.

Законодательство определяет, что опекун должен безвозмездно выполнять собственные обязательства. При этом исключения зафиксированы на законодательном уровне.

Получение пособий и других специальных выплат, оформление льгот направлены на защиту интересов опекаемого ребенка.

Уполномоченные органы должны контролировать целевое расходование денежных средств.

Возмездные правоотношения возможны, если опека осуществляется приемной семьей. При этом с членом семьи оформляется договор, который предполагает получение определенной ежемесячной суммы. При наличии подобных договоренностей предусматривается оказание опекунских услуг, которые также разрешены на законодательном уровне.

Пособия и дополнительные социальные выплаты

Действующее законодательство РФ предусматривает разные варианты финансового обеспечения детей, которые являются объектом опекунства. На законодательном уровне предусмотрены следующие разновидности выплат:

  • Разовые пособия;
  • Ежемесячные социальные пособия, определенные на государственном уровне;
  • Региональные выплаты.

Региональные пособия определены органами местного самоуправления, которые вправе назначать дополнительные выплаты. Таким образом, социальные пособия всегда привязываются к федеральному и региональному законодательству.

Размер социальных пособий для граждан, которые проживают в различных регионах России, может существенно различаться. Дело в том, что региональные органы обладают достаточно широкими полномочиями относительно оказания финансовой помощи.

Размер выплат также определяется дополнительными факторами. Например, специалисты принимают во внимание возраст опекаемого ребенка и особенности состояния здоровья. Допустим, дети с инвалидностью могут рассчитывать на получение более значительных сумм.

Все материальные блага, которые предусмотрены для органов опеки и санкционированы государственными властями, всегда используются в интересах опекаемого ребенка. При этом опекун должен гарантировать адресное получение финансовой помощи. Опекун не может использовать денежные средства в личных целях. Орган опеки в обязательном порядке контролирует соблюдение интересов ребенка.

Во многих ситуациях опекунство осуществляется на безвозмездной основе. Несмотря на это, государственные власти стараются стимулировать опекунов и предлагать существенные льготы.

Специальные пособия определены нормативными документами, которые связаны со следующими направлениями права:

  • Трудовое;
  • Налоговое;
  • Пенсионное.

Нужно отметить, что в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» также предположены дополнительные льготы.

Специальные льготы закреплены на законодательном уровне. Например, предполагается гарантированная социальная защита инвалидов с привлечением государственных органов и соблюдением законодательства.

Опекуны также могут рассчитывать на поблажки в трудовой деятельности:

  • Право на ограниченную или неполную трудовую занятость для того, чтобы график позволял ухаживать за несовершеннолетними детьми;
  • Опекуны, которые осуществляют определенные обязательства в отношении детей младше пяти лет, могут быть привлечены к ночным сменам и сверхурочным работам только после получения письменного согласия. Подобные ограничения также связаны с командировками и некоторыми другими случаями;
  • Локальный ведомственный нормативный акт, который действует в рамках коллективного договора с предприятием, зачастую содержит нормы, предполагающие предоставление опекунам дополнительного отпуска без его оплаты. Продолжительность дополнительного неоплачиваемого отпуска не может превышать 14 дней;
  • Опекун может определять подходящее время для получения обязательного ежегодного отпуска. Если время отдыха способствует успешному выполнению обязанностей по опеке, работодатель должен понять особенности сложившейся ситуации. Например, время отпуска может быть привязано к планам относительно совместного отдыха или сопровождения опекаемого ребенка к месту учебы;
  • Если опекаемый малыш младше трех лет, можно рассчитывать на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком. При этом предполагается получение 40 процентов пособия до достижения малышом полутора лет.

Работодатели наделены достаточно широкими полномочиями. Все меры, разрешенные на законодательном уровне, предполагают предоставление льгот работающим опекунам. Законодательство РФ запрещает ущемление интересов опекуна и несовершеннолетнего ребенка.

Налоговые льготы предполагают возможность получения «налоговых вычетов». Таким образом, определенный размер зарплаты освобождается от налогообложения. Основанием для использования подобной льготы становится подача декларации в налоговый орган с обязательным приложением документов. Предусматривается необходимость прикладывания документов для отражения полученной зарплаты за определенный период времени, а также копий документации, касающихся осуществления опекунской деятельности.

Для граждан, которые осуществляют опекунские обязанности в отношении детей с группами инвалидности, предусмотрены дополнительные льготы:

  • Компенсационные выплаты для тех опекунов, которые не могут вести трудовую деятельность;
  • Неполная занятость по основному месту работы;
  • Право на получение дополнительных выходных дней, которые оплачиваются работодателем. При этом в течение месяца можно получать не более четырех таковых дней;
  • Запрет на сверхурочную работу и другую деятельность, которая может быть неудобной для опекуна. Запрет снимается только при наличии письменного согласия опекуна;
  • Скидка на оплату ЖКХ услуг (можно рассчитывать на экономию до 50 процентов).

Нужно отметить, что опекуны получают дополнительные шансы для получения земельных участков с дальнейшим индивидуальным строительством. К тому же вступление в любые товарищества, в том числе садоводческие, должно происходить по упрощенной схеме.

На законодательном уровне затруднительно разграничить интересы опекаемого ребенка и опекуна. По данной причине льготы опекуна могут создать дополнительные блага для опекаемого малыша и наоборот.

Орган опеки обычно не может полноценно контролировать целесообразное использование финансов. Однако законодательство все-таки создано с учетом того, что льготы рано или поздно должны поспособствовать улучшению условий жизни опекаемого ребенка.

Возможности получения региональных льгот опекунами

Большое количество льгот для людей, которые согласились быть опекунами детей, определено именно на региональном уровне. Для получения подобной и актуальной информации о региональных льготах и для их назначения следует обращаться в территориальное отделение управления социальной защиты по месту жительства.

Например, можно рассчитывать на следующие предложения:

  • Получение ежемесячных выплат на воспитание ребенка;
  • Получение определенной суммы для компенсации расходов по ЖКХ услугам, использованию телефона;
  • Выплаты подопечным, которые обучаются очно в образовательных учреждениях;
  • Ежемесячная финансовая выплата для детей, которые были подкинуты, оставлены родителями или оказались отказными;
  • Выплата опекуну, который воспитывает ребенка с группой инвалидности;
  • Выплата, являющаяся компенсацией, с учетом подорожания товаров и услуг.

Кроме этого, предполагается предоставление натуральных льгот:

  • Опекун может рассчитывать на получение 50 процентов скидки по оплате услуг детского сада;
  • Опекун может бесплатно пользоваться услугами общественного транспорта;
  • Дети, которые были взяты под опеку, могут рассчитывать на бесплатное двухразовое питание в детском саду и в школе;
  • Возможность бесплатного получения детского питания;
  • Получение лекарств со значительной экономией до 3-летнего возраста малыша;
  • Получение учебников без лишних доплат.

Таким образом, можно рассчитывать на значительную помощь со стороны государственных властей.

Возможна ли продажа опекуном квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему?

На законодательном уровне определено, что совместное проживание опекуна и опекаемого ребенка является обязательным.

Граждане, которые не обладают достаточными знаниями в юриспруденции, могут полагать, что осуществление обязанностей опекунов, наделяет дополнительными правами относительно жилья ребенка. В действительности данное мнение считается ошибочным.

Орган опеки не предусматривает возникновение имущественных прав на жилье несовершеннолетнего ребенка. Права собственности или постоянного пользования жилой недвижимости не предусматривается. Опекун должен понимать, что после прекращения опекунских отношений, он должен съехать с жилья подопечного при первой соответствующей просьбе.

На законодательном уровне определено, что опекун не может распоряжаться имуществом ребенка, так как он не обладает имущественными правами. По данной причине продажа, дарение, заложение, обмен квартиры невозможно провести.

На законодательном уровне определено, что опекуны не могут рассчитывать на право наследования имущества подопечного по закону.

Особенности отказа от опекунства

Опекунство прекращается после того, как ребенку исполнится 14 лет. Это определено частью 2-ой статьи 40 ГК РФ. Без дополнительного оформления опекунство может трансформироваться в попечительство, вследствие чего правовые последствия для обоих сторон исключаются.

В некоторых случаях отказ от опекунства требуется до того, как ребенку исполнится 14 лет. Это может быть обусловлено интересами опекуна или опекаемого ребенка.

Например, если ребенок будет в дальнейшем вновь жить у родителей и воспитываться ими, будет усыновлен или удочерен, опека перестает быть значимой. Для этого выносится специальное постановление органа опеки, которое позволяет досрочно прекратить любые отношения.

Например, прекращение опеки возможно по инициативе опекуна. Письменная просьба должна содержать в себе значимые основания для подобного последствия. Например, наличие конфликта между двумя сторонами может быть значимым поводом для прекращения опекунства. Суд получает исковое заявление, проверяет сообщенные факты. Суд и орган опеки совместно принимают единственно правильное решение. Изменение правоотношений становится возможным только после того, как будет принято положительное решение.

Орган опеки требует от опекуна только ответственного подхода для решения существующего вопроса. Законодательство всегда защищает интересы и права несовершеннолетнего ребенка, который самостоятельно не может постоять за себя.

В связи с этим, к опекунам всегда предъявляются особенные требования и предполагается проведение определенного контроля за выполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего лица. Законодательство определяет, что орган опеки всегда должен помнить о будущем несовершеннолетнего лица и необходимости правильного выполнения обязанностей относительно воспитания и заботы.

Опекунские полномочия должны осуществляться только с доскональным знанием и пониманием действующего российского законодательства. Для того, чтобы гарантировать защиту прав и интересов несовершеннолетних детей и даже подростков, которые не могут защитить себя, предполагается обязательная ориентация на действующие нормы и кодексы законодательства РФ, привлечение уполномоченных органов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: