Когда покупатель и поставщик являются юридическими лицами, то процесс возврата товаров между ними регламентируется гражданским законодательством, сокращенно ГК РФ.
Процесс возврата партии с продукцией происходит на основании договора поставки либо договора купли-продажи. В этих документах фиксируются основные данные и характеристики товара, его количество, ассортимент, а так же комплектация.
На каких основаниях покупатель имеет право вернуть поставщику приобретенную продукцию?
Если груз, который получен от поставщика, не соответствует в полном объеме требованиям, прописанным в договоре поставки, то покупатель имеет законные основания отказаться от него, и совершить возврат.
В статье 475 ГК РФ зафиксировано право покупателя на возвращение аванса за товар, и право на замену продукции качественной, и соответствующей по всем параметрам условиям договора.
В данной статье мы затронем основные причины, по которым происходят подобные возвраты между юридическими лицами, и разберемся с правилами оформления этой процедуры. А также поговорим о нереализованной и бракованной продукции.
В ГК в главе 30 описываются несколько причин, по которым вы, как покупатель, можете вернуть товар:
- Если вы не получили полной исчерпывающей информации относительно всех основных свойств приобретаемого товара (п. 3 ст. 495);
- Если вы получили иное количество товара, нежели то, которое было оговорено в договоре. В этом случае составляйте акт во время получения товара. В дальнейшем он поможет вам при необходимости отказаться от полной партии, потребовать обратно свои деньги, или настоять на том, чтобы вам досылали недостающее количество товара (ст. 466);
- Если товар был получен с неверной комплектацией (ст. 480). В этом случае требуйте снизить цену на продукцию и сделать доукомплектацию. Когда продавец упрямится и не идет навстречу, пишите претензию на возврат;
- Если сроки поставок товара регулярно нарушаются (ст. 523);
- Если ассортимент полученной продукции не совпадает с заявленным ранее (ст. 468);
- Если качество полученного товара не совпадает с качеством, описанным в договоре (ст. 475);
- Если продукция доставлена к вам без тары или упаковки (ст. 482).
Некоторые группы товаров имеют гарантийные сроки. При обнаружении дефектов в течение этих сроков, а так же если изделие вышло из строя в этот период времени, покупатель имеет право предъявить продавцу претензию. То же самое можно сказать и о сроке годности.
Когда ни срока годности, ни срока гарантии нет, писать претензии о качестве изделий можно в течение 2х лет с момента получения продукции (ст. 477 ГК).
Чтобы оформить возврат партии товара поставщику, подготовьте следующие документы:
- акт;
- транспортную накладную;
- письмо претензию к поставщику с вашими законными требованиями.
Важно! Сначала составьте накладную на товар по форме № ТОРГ-12, на ней напишите «Накладная на возврат некачественного товара», а в графе «Основание» выпишите номер постановления, которое признает товар некачественным или несоответствующим условиям и требованиям договора.
Документом-основанием будет считаться акт, который содержит в себе ряд обязательных пунктов:
- Дату и время оформления.
- Состав комиссии, присутствующей при составлении акта.
- Реквизиты договоров продажи, поставок и иных документов, которыми фиксировалась сделка.
- Замечания о качестве товара, его комплектации, ассортименту и т.п.
- Заключительное решение комиссии.
- Требование покупателя (вернуть товар на склад и получить деньги, заменить товар, получить дополнительную поставку).
Чтобы составить акт, нужна группа из нескольких человек с обеих сторон, для организации комиссии. Если поставщик не против, то составляйте акт без его присутствия. Так же вы можете привлечь оценочную компанию или независимых экспертов.
При составлении акта используйте шаблон формы ТОРГ-2. В ней есть возможность вносить дополнения и изменения, без рисков затронуть главные пункты.
В бланке документа обязательно должны содержаться следующие сведения:
- место и дата составления;
- реквизиты обеих сторон;
- ссылка на договор с поставками или другой документ, который регулирует отправку товара покупателю от поставщика;
- причины для возврата продукции;
- процессы расчетов меду обеими сторонами;
- подписи обеих сторон;
- печати.
Не забудьте приложить к акту возврата сопроводительную документацию на товар, который вы возвращаете. Это может быть товарная накладная или счет–фактура. Если вы имели дело с ненадлежащим выполнением поставщиком его обязанностей, то приложите к акту возврата акт о выявленных недостатках и претензию о нарушении условий поставки, если таковая есть.
Если есть необходимость, то заверьте нотариально акт возврата. И имейте в виду, что подписать акт могут не только руководители организаций, но и их полномочные представители, имеющие доверенность.