Еще совсем недавно в результате ДТП владельцы авто, которые заключили договор страхования, имели возможность получить материальную компенсацию. С 28 апреля ситуация изменилась. Теперь потерпевшие в аварии могут рассчитывать на ремонт машины вместо выплаты денег за ущерб. Если говорить о выплате денег, то это возможно только в редких случаях.
Плюсы и минусы нового закона о натуральном возмещении по ОСАГО
Ремонт автомобиля попавшего в ДТП по безналичному расчету
Страховые компании на сегодняшний день не обязаны выплачивать материальную компенсацию. Их задача отправить авто на ремонт в конкретный сервисный центр.
По закону станция техобслуживания должна находиться не более, чем в 50 км от того места, где произошло ДТП, или от места жительства владельца разбитой машины.
Страховые компании предлагают потерпевшим список СТО, в которых может производиться ремонт. Какой именно сервисный центр из предложенного списка будет заниматься ремонтом, зависит от самого потерпевшего.
Закон, если говорить честно, больше поддерживает страховщиков, чем их клиентов. Можно сказать, что подобная ситуация с навязыванием СТО определенным образом ущемляет права владельцев машин.
Раньше потерпевший мог самостоятельно определиться с выбором сервисного центра. Сейчас такой возможности у него нет. Точно также он не может выбрать материалы для ремонта.
На данный момент пока не совсем понятно, будут ли такие СТО во всех населенных пунктах. Дело в том, что некоторые районные и сельские населенные пункты просто не смогут уложиться в определенные законом параметры.
У владельцев авто есть возможность остановить свой выбор на конкретном сервисном центре даже если у него нет договора со страховщиками. Для этого должен составляться специальный договор, но насколько такое условие действенно, пока не совсем понятно.
Использование при ремонте новых запчастей и гарантия качества ремонта пострадавшего в аварии автомобиля
Пользы в конечной редакции данного закона будет больше владельцам машин. Самый большой плюс заключается в ремонте машины без доплаты.
Теоретически восстановление машины будет осуществляться с применением новых запчастей. Кроме этого, в случае такого ремонта износ автомобиля приниматься во внимание не будет.
Для ремонта машины на СТО будет выделяться не более 30 дней. Если сервисный центр не будет успевать закончить ремонт машины в установленные сроки, страховщикам придется платить штраф за просрочку. Размер штрафа составляет 0,5 % от суммы возмещения.
Например, в ремонте находится автомобиль, ремонтные работы по которому обойдутся в 200 тысяч рублей. Мастера восстанавливали машину в течение 40 дней, вместо положенных 30. То есть, автовладелец может получить 10 тысяч рублей компенсации.
Обратите внимание! Если вы остались недовольны произведенными работами, пишите претензию на имя страховой компании.
После проведенных ремонтных работ, на авто устанавливается срок гарантии, который равен 6 месяцам, если речь идет о кузовных работах, то гарантийный срок будет равняться 12 месяцам.
Раньше страховщики имели возможность уменьшить срок гарантии до двух месяцев на лакокрасочные работы и 1 месяц на слесарные работы.
Важно! Если вы в данный период заметили проблемы в работе машины или вас не устроило качество ремонта, обращайтесь в страховую компанию.
Страховщики могут изменить то, что не устраивает их клиента, причем оплата идет со стороны самих страховщиков.
Отсутствие махинаций
Ни для кого не секрет, что дешевле всего сделать ремонт машины получается своими силами, то есть, у знакомых или в гараже. Дешевый ремонт еще не означает, что он будет качественным.
Автовладельцам, которые сами выбирали сервисный центр из перечня, предложенного страховщиками, качество ремонта обычно нравилось. Да и к срокам претензий не было.
В интересах страховых компаний подбирать себе в партнеры хорошие СТО. Важно, чтобы они успели заработать себе хороший авторитет среди автовладельцев.
Еще одним плюсом ремонта машины по такой схеме является замена старых деталей новыми. Таким образом, происходит не только восстановление машины после аварии, но и ее обновление.
Новый закон позволяет страховщикам избежать махинаций с ДТП, когда им приходилось выплачивать компенсацию за аварии, которых не было. Ведь мошенникам ремонт, как таковой не нужен, им нужны только деньги. Теперь такие «розыгрыши аварийных случаев» больше не проходят.
Таким образом, становится понятным, что владельцам автомобилей, ремонт за счет страховщиков является плюсом, ведь есть возможность заменить изношенные детали новенькими.
Обратите внимание! По машинам, которым на момент аварии еще не было двух лет, гарантийный ремонт осуществляется у официального дилера.
На данный момент гарантийным сроком машин считается срок в два года, который прошел со дня выпуска авто.
В том случае, если ближайшая из списка СТО не подходит владельцу авто, он может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию.
Обслуживание машин, которые имеют «солидный» возраст, имеет свои нюансы.
Иногда суммы, которые выделяют страховщики для ремонта, слишком малы для полного восстановления автомобиля. Это связано с занижением цен, которые установлены Российским союзом автостраховщиков.
Получается, что на выделенную сумму можно приобрести какие-то конкретные запчасти или их заменители. Данный факт является нарушением договора страхования.
На начальном этапе, когда только было принято решение о ремонте авто за счет страховых компаний, последние решили, что стоит для ремонта использовать запчасти и детали, которые находились в употреблении.
Но, под определенным давлением, им все же пришлось отказаться от этой затеи. В соответствии с законом ремонт производится с помощью новых запчастей. Хотя речи об оригинальных деталях не было.
Любой автовладелец не расстроиться, если при ремонте его машины будут использоваться только новые запчасти.
Важно! Если вашу машину ремонтируют в автосервисе, используя не оригинальные запчасти, главным положительным моментом является то, что они новые.
Чтобы не было слишком большого дефицита средств, выделенных на ремонт страховыми компаниями, существует так называемый срок обязательного обновления цен.
Этот процесс регламентирован законом, и выполняется страховщиками. Также это задача Центробанка и Национального автомобильного союза.
С какой целью обновляются цены?
Дело в том, что некоторые цены РСА заметно занижены. Так для приобретения бампера для Toyota Land Cruiser 200 выделяется всего лишь 64 тысячи рублей. Но для специалистов понятно, что за такие деньги не купишь ни «родной», ни китайский бампер.
Актуализация базы довольно серьезная проблема. Но решать ее все же приходится. Так, если в сервисном центре понимают, что за выделенные средства невозможно приобрести ту или иную деталь, они говорят о продлении срока ремонта.
Данное заключение передается владельцу авто, и он уже идет к страховщикам и там получает недостающие средства.
Неравные условия
Рассмотрим на примере некоторые нюансы ремонта авто с помощью страховки. Например, для замены двери NissanWingroad понадобиться примерно 100 тысяч рублей. А стоимость ремонта целого автомобиля оценивается в 120-150 тысяч рублей. Понятно, что для собственника выгоднее заменить дверь на новую, оригинальную.
Если говорить о замене мотора, то для дорогой машины такой механизм по стоимости превышает максимальный размер выплаты в 400 тысяч рублей.
Для компании выгоднее признать факт полной гибели машины. В данном случае автовладелец получит компенсацию, которая будет рассчитана с учетом износа автомобиля. Для собственника дорогой машины такой момент не очень выгодный. В лучшем положении находятся владельцы машин, чья стоимость дешевле.
В каких ситуациях все же можно получить реальные деньги за разбитый автомобиль, как это было раньше?
Такие случаи бывают, когда страховая компания признает, что машина не подлежит ремонту, а стоимость работ превышает лимит в 400 тысяч рублей.
Материальная компенсация также выплачивается в тех случаях, когда участниками ДТП являются три автомобиля и больше, или если в аварии пострадали люди, есть погибшие, а также участниками происшествия стали инвалиды 1-2 группы.
Компенсация выплачивается по той причине, что страховая не может организовать ремонтные работы на установленную ними сумму. Кроме этого, материальная помощь выплачивается в случае договоренности потерпевшего и страховой компании.
Когда страховщики выплачивают компенсацию, они учитывают износ машины. Если сумма расчетов не устроит автовладельца, он может потребовать проведения независимой оценки, прибегнув к помощи юристов.
Из практики видно, что если владелец пытается добиться увеличения размера компенсации, то в большинстве случаев, у него это получается.
Страховщики добивались, чтобы юристы не могли влиять на ход дела. Но они не могут нарушать права людей, и судебные разбирательства по поводу качества выполняемого ремонта, сроков и размера выплат будут происходить по мере необходимости.
Восстановление машины после аварии осуществляется по направлению страховой компании. В данной ситуации важно выполнить ряд требований:
- Сервисный центр должен находиться не более, чем в 50 км от места аварии или места жительства автовладельца. Если есть несоответствие требованиям, то машина будет транспортирована по месту ремонта за счет страховщиков;
- Срок ремонта не должен превышать 6 месяцев. Срок гарантии на кузовные работы будет в таком случае составлять один год;
- Ремонт в сервисном центре не может длиться более 30 рабочих дней;
- Восстановление поврежденных запчастей не должно зависеть от степени износа запчасти. Старые детали могут быть заменены только новыми. Если таких запчастей нет в продаже, замена осуществляется по договоренности между владельцем и страховой компанией;
- Если машина находится на гарантийном сроке, то есть, еще не прошло 2 лет после ее выпуска, ремонт проводится в дилерских центрах.
Для получения денег по ОСАГО необходимы следующие документы:
- Справка из ГАИ, подтверждающая факт участия автотранспорта в ДТП (форма 748);
- Протокол и Постановление об административном нарушении;
- Заявление, направленное страховщикам, о наступлении страхового случая;
- Уведомление о дорожно-транспортном происшествии;
- Паспорт владельца машины (копия) и доверенность на ведение дел (в том случае, если машиной в момент ДТП управлял водитель, имеющий доверенность);
- Документы о регистрации технического средства (техпаспорт);
- Водительские права;
- Расчетный счет, на который должна перечислять материальная компенсация.
Алгоритм действий
- Если вы являетесь пострадавшим в ДПТ и хотите получить возмещение ущерба по ОСАГО, начинайте действовать сразу же после аварии, если ваша невиновность в произошедшем очевидна. Но если случай спорный, действовать должны оба участника происшествия. Для этого заручитесь свидетельскими показаниями. Используйте видеозапись и запишите автомобили, люди в которых видели, как произошла авария. Если есть такая возможность, то возьмите контактные данные свидетелей. Часто именно от свидетелей зависит определение виновного в ДТП;
- Позвоните в ГАИ и страховую компанию. Страховщики дадут рекомендации по вашим дальнейшим действиям. Далее заполните Извещения о происшествии на дороге. Их можно найти в дополнении к страховке. Поставьте подпись на экземплярах друг друга (если в вашей ситуации не понятно, кто стал виновником аварии). Если с виновником все понятно, то Извещение заполняет только пострадавший;
- Когда произошла авария, получите в ГАИ справку (форма 748), в которой будут описаны повреждения обеих машин. Далее сотрудниками ГАИ и ДПС будет проведен опрос участников аварии и свидетелей. Позже, на основании результатов дознания будут определены виновные и пострадавшие, и будет составлено Постановление об административном нарушении. Обратите внимание! Не стоит дожидаться составления всех необходимых для обращения в страховую компанию документов, обращайтесь к ним незамедлительно. Все документы, которые могут понадобиться, вы сможете донести в течение 15 дней, положенных в данной ситуации по закону. Составьте список всей документации. Желательно сделать ксерокопии всех документов;
- В том случае, если у вас была доверенность на управление ТС, получите у нотариуса документ, который позволит вам получить материальную компенсацию;
- Как только вы передадите все документы страховщикам, в течение 5 дней они определятся с датой проведения экспертизы. Постарайтесь заранее уточнить в сервисном центре, в какую сумму может обойтись ремонт ТС. Не начинайте восстанавливать машину до тех пор, пока не состоится экспертиза. Расходы на экспертизу оплачивает страховая компания. Если вас не устроит размер компенсации, инициируйте независимую экспертизу. Данную процедуру вам придется оплатить самостоятельно. Кроме этого, обязательно сообщите страховщикам и виновнику ДТП о проведении данной экспертизы, дате ее проведения и месте;
- Выплата по ОСАГО должна проводиться в течение 30 дней после получения страховщиками полного пакета документов. Выплаты осуществляются по безналичному пути (перевод средств на ваш расчетный счет). При расчете суммы выплат учитывается износ автомобиля (в процентном соотношении к сумме, установленной экспертами). Вы можете лично проверить корректность расчетов, так как с 1 сентября 2010 года в нашей стране принята единая система износа ТС.
Автовладельцы, в соответствии с законом, могут получить материальную компенсацию за поврежденный автомобиль, а не только его ремонт в сервисном центре.
Но для этого необходим ряд условий. Прежде всего, такое действие возможно только в том случае, если пострадавший в ДТП является собственником полиса ОСАГО.
Кроме этого, ситуация должна подходить под некоторые условия:
- водитель, управлявший автомобилем, погиб;
- машина не подлежит восстановлению;
- если лимит, выделяемый на ремонт страховщиками, ниже установленного экспертами;
- в результате аварии здоровью потерпевшего нанесен значительный ущерб.
Ну и последнее, если ваш случай подходит под один из перечисленных ниже пунктов, вы также сможете получить материальную компенсацию:
- вы смогли договориться со страховой компанией;
- если страховщики не могут удовлетворить ваши требования по ремонту авто;
- если ваше здоровье подорвано после аварии и вы оформили инвалидность.