Понятие, состав и целевое назначение земель водного фонда

image_pdfimage_print

На просторах страны огромное количество объектов водного фонда, которые включают в себя реки, озера, моря, созданные водохранилища.

Кроме этого, в недрах земли сосредоточено большое количество пресной воды. Уникальность географического расположения сильно влияет на параметры места концентрации водного ресурса. Скопления воды в пределах границы России формируют водный фонд РФ.

Понятие земель водного фонда

По нормам ВК РФ изучите структуру водного фонда:

  • Местность, находящаяся под водой, которая сконцентрирована в границах объекта водного массива;
  • Земли, на которых возведены специальные гидросооружения, которые обеспечивают применение воды в границах водных образований.

Знайте, что в границах участков, покрытых водой, не существует территории земли с присвоенными кадастровыми номерами. Для рукотворных водоемов, водохранилищ или иных образований резервируется территория земельного фонда. Только потом сооружается и формируется элемент водного фонда РФ.

Способы применения и процедура природоохранных мер регулируется Земельным кодексом России.

Существует несколько базовых терминов в законодательстве о водных ресурсах РФ:

  • Водными ресурсами принято считать все воды, расположенные на поверхности земли или в ее недрах, которые сосредоточены в форме скопления воды, которую можно применять в перспективе ее разработки;
  • Водным объектом считается любой естественный или созданный человеком водоем, в котором временно или на постоянной основе сконцентрирован объем воды в определенном количестве. При этом у таких областей сосредоточения воды всегда есть форма и характеристики водного образования;
  • Водным фондом обозначают комплекс всех водных образований, сформированных в пределах границ территории России.

Законодательно изучаются две большие категории водных образований в зависимости от характеристики географического концентрирования воды. К этим категориям относят воды, располагающиеся над уровнем земли в пределах  территории страны и подземные скопления водных масс.

Для более детального решения вопросов в отношении водных формирований государство разработало специальное законодательство, но базовые нормы регулирования участков водного фонда заложены в ЗК РФ.

В структуру земель водного фонда внесены объекты, призванные применять и использовать наземные водные ресурсы и подземные резервы воды.

Знайте, что законодательно к водным элементам, расположенным над уровнем земли, относят:

  • Морскую гладь и сооружения, созданные для эксплуатации морской воды;
  • Реки, ручьи, иные образования с проточной водой;
  • Водоемы природного происхождения или созданные человеком;
  • Болотистая местность;
  • Места выхода на поверхность подводных вод в виде гейзеров или родниковых ключей;
  • Скопления льда.

Знайте, что к территории водного наземного формирования относятся поверхностные массы воды и все земли, на которых эти массы существуют.

Ограничения водного образования по береговой линии нужно высчитывать для следующих элементов водного фонда:

  • Для морских участков определите уровень постоянного объема воды в пределах объекта, если уровень воды изменчивый, то границы морской зоны ограничиваются максимальной линией прилива;
  • Границы рек, ручьев, озер, карьеров, каналов и иных аналогичных формирований рассчитываются по среднему уровню воды в период отсутствия льда на водоеме. При этом средний уровень воды высчитывается за несколько лет;
  • Водохранилища. В отношении таких объектов вычисляется нормальный подпорный уровень воды;
  • Чтобы определить территорию болота, выясните пределы границ торфяных образований на нулевой глубине.

Учтите, что существуют водные скопления под землей, к ним причисляются:

  • Подземная водная масса, сосредоточенная в определенном бассейне или котловане ниже уровня земли;
  • Водоносные горизонты, применение которых допускается в перспективе.

Для расчета границ территории подземных водных образований обратитесь к нормам законодательства о недрах и их освоении.

Все водные поверхностные объекты, принадлежащие государству на федеральном или муниципальном уровне, являются общедоступными для использования всеми гражданами страны. Если в отношении конкретного объекта водного фонда не приняты особые законы или нормативные акты, которые ограничат использование этого объекта в отношении конкретных лиц, то доступ к водному объекту не может быть ограничен для любого гражданина РФ.

Знайте, что все водные объекты в ведении государственных органов и структур призваны удовлетворять бытовые потребности граждан России.

Береговая линия является территорией общественного пользования и не может быть ограничена, выделена или иным способом применена в пользу конкретного лица в ущерб остальным гражданам страны.

Размер территории рядом с водным объектом различается в зависимости от самого водного объекта:

  • По общему правилу для всех крупных водных объектов наземного расположения ширина береговой линии составляет 20 метров;
  • Для проточных объектов, протяженность по поверхности у которых меньше 10 км, размер береговой линии равен 5 метрам.

Имейте в виду, что каждый человек имеет право находиться на береговой линии, заниматься спортивной рыбалкой, любительской ловлей рыбы, причаливать и использовать плавучие средства. Единственно, что необходимо учитывать, без разрешения применять механизированные транспортные средства для передвижения по поверхности воды нельзя.

Все крупные водные объекты принадлежат государству и находятся в федеральном ведении. Пруды, карьеры и иные местные мелкие водоемы принадлежат субъектам РФ, которые несут ответственность за их состояние.

Закон допускает в качестве пользователей и владельцев водных объектов:

  • РФ;
  • Субъекты РФ;
  • Муниципалитет;
  • Юридические лица;
  • Граждане.

Право на применение водного образования принадлежит владельцу и пользователю участка земельного массива, на котором располагается такой объект. Если частное или юрлицо утрачивает право распоряжения в отношении участка с водным формированием, то пользоваться в полной мере водными ресурсами этого объекта в единоличном порядке такой собственник уже не может.

Водоемы или иные формирования водной среды на земной поверхности могут быть переданы от одного собственника другому строго в рамках норм ГК РФ. Но при этом учтите, что передача водного образования, без передачи земельного надела, на котором он располагается, невозможна.

Если при передаче участка земли со скоплением воды на нем подразумевается деление водного образования между собственниками, то такая сделка невозможна, так как водные скопления являются неделимыми.

Учтите, что в случае высыхания русла водного объекта в определенный период права на водный объект остаются за РФ.

Учтите, что все объекты водного фонда предоставляются различным структурам и субъектам права в пользование для конкретных целей, прописанных в законодательстве:

  • Применение путем забора воды с поверхностных водных объектов для выполнения конкретных задач;
  • Применение водного фонда для осуществления целей рекреационного характера;
  • Применение массы воды водного формирования для производства электроэнергии. При этом забор воды не осуществляется.

Формирование контроля над ресурсами водного фонда осуществляется со стороны государства для того, чтобы обеспечить реализацию глобальных задач, связанных с водными ресурсами:

  • Обеспечить население страны питьевой водой;
  • Обеспечить доступ технической воды в поселения;
  • Распределить водные ресурсы для применения их в рекреационных и оздоровительных целях в отношении населения страны;
  • Удовлетворить потребность в воде промышленной, энергетической, рыбохозяйственной, транспортной и других сферах деятельности государства.

Имейте в виду, что владеть водным объектом может только тот, кто владеет участком земельного массива, на котором располагается водный объект. При этом знайте, что Водный кодекс разрешает владение водными объектами частным лицам, организациям, муниципалитетам, субъектам РФ.

Учтите, что для реализации определенных задач, связанных с водным фондом, допускается формирование земель с особым режимом использования и применения таких территорий. Например, в отношении участка земли, на котором располагается водный объект, который применяется для обеспечения города питьевой водой, будут предприняты охранные меры, а участок земли получит статус особого охраняемого объекта водного фонда.

Учтите, что территорией водоохранной зоны является не только сам водный объект, но и полоса земли вокруг такого объекта. Подробнее изучите в статье 111 Водного кодекса РФ.

Основной задаче выделения территории для водоохранного режима является обеспечение экологической безопасности водных объектов. Такие территории водоохранной зоны используются для проведения мер по поддержанию водного объекта в неизменном состоянии, пригодном к использованию по назначению.

Например, в пределах водоохранной зоны запрещено обрабатывать землю, вырубать или корчевать деревья, располагать объекты производства или формировать места для проведения общественных мероприятий. Исключением может стать деятельность, предусмотренная в качестве допустимой или необходимой в статьях Водного кодекса РФ.

Знайте, что существует 3 уровня природоохраны в отношении водного объекта:

  • Первый уровень строгого режима охраны объекта распространяется на сам водный объект, все сооружения, которые способствуют применению водного ресурса этого объекта;
  • Второй и третий уровень ограничений распространяется в пределах территории, которая применяется для недопущения загрязнений и иных нарушений функционирования водного объекта.

Делая вывод, знайте, что приоритетом проведения водоохранной деятельности государства является обеспечение экологической чистоты территорий, где осуществляется водозабор для питьевых нужд населения.

Чем более строгое законодательство в отношении этих территорий, тем более высокое качество воды поступает населению. Это повышает уровень жизни населения страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: