Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД по закону
В соответствии с действующим законодательством и Правилами дорожного движения водителям предоставлено право оформления документации, касающейся дорожно-транспортных происшествий в целях получения финансового возмещения от страховщика без привлечения работников ГИБДД.
Процесс оформления ДТП без сотрудников госавтоинспекции с 01.07.2015 г. (остался прежним и в 2017 г.) регулируют Федеральный Закон №40-ФЗ (в редакции от 23 июня 2016 г.) и Правила дорожного движения.
Когда можно оформить ДТП без ГИБДД
До того, как решать, есть ли необходимость в вызове ГИБДД при небольшой аварии, нужно установить, подпадает ли оно под обстоятельства, перечисленные в ст. 11.1 Закона №40-ФЗ, среди которых названы следующие условия:
- В ДТП участвовали две машины, при этом лица, ими управлявшие, указаны в страховых полисах, как того требует действующий закон «Об ОСАГО.
- В происшествии не пострадали ни водители, ни пассажиры авто, ни прохожие.
- Между водителями отсутствует спор относительно обстоятельств происшествия, размера причиненного вреда и характера повреждений авто. Порядок оформления документации, касающейся аварии, без привлечения работников ГАИ, которые уполномочены совершать такие действия, устанавливается Банком России, если наличествуют все нижеперечисленные обстоятельства:
- При аварии пострадали только транспортные средства, которые перечислены в подпункте «б» настоящего пункта;
- авария произошла по причине того, что случилось взаимодействие (столкновение) двух средств автотранспорта (в том числе средств автотранспорта, имеющих прицепы), и их владельцы имеют страхование гражданской ответственности, соответствующее настоящему Федеральному закону;
- у лиц, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии отсутствуют разногласия относительно обстоятельств, при которых был причинен вред автомобилям, характера и перечня их видимых повреждений, и все эти факты нашли отражение в бланке, предназначенном для извещения о ДТП, заполняемом лицами, управлявшими средствами автотранспорта, согласно правилам обязательного страхования.
В случае, когда хотя бы одно из этих условий не выполнено, вопроса о вызове сотрудников ГИБДД даже не возникает. Любые несоответствия перечисленным в законе требованиям вызывают необходимость оформления документации работниками автоинспекции.
В п. 4 вышеназванной статьи Закона №40-ФЗ установлена и верхняя планка суммы страховой выплаты, которая не может превышать 50 000 р. (если страховка оформлялась позднее 2 августа 2014 г.).
п. 4. Если документация, относящаяся к аварии, оформляется без привлечения уполномоченных сотрудников ГАИ, то страховая выплата, которую должен получить пострадавший для компенсации вреда, который получил его автомобиль, не может быть выше, чем 50 т. р.
В вышеупомянутой статье, а именно в п. 5 определен максимальный размер страхового возмещения при оформлении аварии без привлечения сотрудников ГАИ для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, однако под него подпадают только те ситуации, когда факт аварии был зафиксирован техническими средствами видеоконтроля, которые позволяют установить не только видеоматериалы происшествия, но и время, а кроме того, сведения об автомобиле (система ГЛОНАСС/GPS).
п. 5. Если оформляются документы об аварии, которая произошла в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, и при этом к оформлению не привлекаются уполномоченные на это работники правоохранительных органов, оговоренные в пункте 4 настоящей статьи ограничения, касающиеся размеров страховых выплат, не используются, и денежные средства по страховке будут выплачены пострадавшему в размере, который устанавливает подпункт «б» ст. 7 настоящего Федерального закона, в том случае, если страховщик получит информацию, касающуюся обстоятельств, при которых автомобилю был причинен вред, при этом такие сведения должны быть получены путем фиксации их средствами технического контроля, на которых предусмотрена защита от коррекции регистрируемой информации (фото- или видеоматериалы, на которых изображены автомашины и нанесенные им повреждения на месте аварии, а также сведения, полученные путем использования навигационных средств, функционирование которых осуществляется на базе технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). В такой ситуации выплаты могут достигнуть 400 000 т. р.
Для лиц, участвующих в дорожном движении обязательно наличие с собой страхового полиса, с приложенным к нему извещением о ДТП.
В данном документе предусмотрены 3 листа:
- Собственно извещение;
- Второй лист представляет собой самокопирующийся бланк;
- Инструкция о правилах заполнения бумаг.
Средняя колонка действующего на сегодняшний день бланка должна содержать 23 пункта. В случае, если у вас находится документ устаревшего образца, обратитесь к страховщику, который выдаст вам новый комплект.
В 2017 г. авария без привлечения ГИБДД оформляется при помощи следующего порядка и схемы:
- В первую очередь от участника происшествия требуется прекращение движение и выставления знака аварийной остановки, наличие которого у любого шофера является обязательным, а также включение световой аварийной сигнализации. Два последних действия необходимо совершить, чтобы другие автомобилисты обратили внимание на случившееся;
- Затем производится обследование автомашин и примерная оценка стоимости ликвидации нанесенного вреда. В случае незначительности повреждений, которые предусмотрены в правилах оформления аварии без привлечения ГАИ, можно совершать дальнейшие действия;
- После этого выясняется, по каким причинам случилась автоавария и определяется ее виновник. Если между вами и вторым водителем отсутствуют разногласия, переходите к следующему пункту;
- Проверьте все бумаги второй стороны конфликта, связанного с аварией, а конкретно – имеется ли у него действительный оригинал полиса ОСАГО. День, когда страховка заканчивается, должен быть датирован числом, наступающим после аварии. Выяснить, является ли полис подлинным, поможет сайт Российского Союза Автостраховщиков;
- Для того, чтобы в дальнейшем не возникли сложности, соберите контактные данные лиц – свидетелей происшествия;
- Если имеется возможность – сделайте фото или видеоматериалы места происшествия.
Желательна съемка:
- расположения машин на фоне общей обстановки на месте аварии;
- расположения кусков, которые отлетели от машин;
- следов тормозного пути на шоссе;
- мест, где авто нанесены повреждения;
- государственных номеров транспорта и VIN-номеров;
- Проводя съемку, желательно зафиксировать число и время, автоаварии, а также машин, принадлежащих свидетелям;
- Затем нужно произвести освобождение дороги, чтобы убрать помехи для движения. Если этого не сделать, можно подвергнуться штрафу, составляющему 1000 р. (ст. 12.27 КоАП);
- Известите страховщика. Чаще всего его контактные данные содержит бланк страхового полиса;
- Заполните и подпишите извещение.
Когда самостоятельное оформление всей документации завершено, наступает момент обратиться к страховщику в целях получения денежной выплаты. На это предоставляется срок в 5 суток. Чтобы получить деньги, требуется приложение к извещению заявления о выплате.
До тех пор, пока не истекли 15 суток с момента аварии, ремонтные работы можно производить лишь если страховщик дал свое письменное согласие. Иначе выплата денег на восстановление авто станет невозможной.
В случае оформления происшествия без вызова ГИБДД, извещение заполняется самостоятельно. Многие водители, невзирая на то, что к извещению приложена инструкция, испытывают при оформлении определенные трудности. Как грамотно осуществить заполнение, чтобы в дальнейшем страховщик не имел претензий?
Бумаги заполняются следующим образом:
- Первым делом следует заполнить лицевую сторону извещения:
- Заполнение пунктов 1-8, которые находятся вверху, не вызывает затруднений. В них указываются сведения о том, где и в какое время произошла автоавария, сколько машин в ней участвовало, имеются ли пострадавшие, и т. п.;
- В пунктах 9-12 (их содержат синие колонки по сторонам извещения), должна быть отражена информация, которую содержат регистрационные документы автомашин. В них указываются: марка и модель машины, номер регистрационного знака и VIN, информация, касающаяся владельца и страховщика;
- На рисунке, который содержит п. 13, указывается место, куда пришелся первый удар. Тут достаточно изобразить указывающую на него стрелку;
- Наибольшее внимание следует уделить пункту 14 (в нем перечислены полученные повреждения). Рекомендовано очень подробное описание всех повреждений, с употреблением таких определений, как «царапины», «вмятины», «деформация» и прочее. От того, насколько грамотно заполнен этот пункт, будет зависеть размер денежной страховки;
- При заполнении пункта 16 ставятся галочки в те поля, которые отражают обстоятельства происшествия. Заполняя этот пункт, желательно быть предельно внимательным и следить, чтобы не были допущены ошибки. К примеру, если во время аварии авто остановилось во время запрещающего сигнала светофора, это не свидетельствует о его неподвижности или нахождении на стоянке;
- Пункт 15 должен содержать дополнительные сведения о случившемся, которые не входят в пункт 16, но имеют существенное значение;
- 17 пункт предназначен для схемы ДТП. Тут нужно отражение контуров дороги, внесение сведений о названиях улиц, которые прилегают к месту аварии, данные о том, в каком направлении двигались обе машины, обозначение разметки, светофоров, которые имеют отношение к произошедшему, дорожных знаков, а также иных сведений, имеющих значение с точки зрения каждого водителя;
- В 18 пункте водители ставят свои подписи.
- Оборотные стороны извещений каждый участник заполняет сам. Информация, содержащаяся здесь, должна быть идентична данным, внесенным на лицевую сторону.
В данном случае следует обратить внимание, что предпочтительна передача оригинала бумаги тому из водителей, у кого есть право получить страховую выплату. Оборотную сторону подписывает только заполнявший ее гражданин.
Чтобы избежать сложностей, этот раздел извещения желательно заполнять дома, в спокойной обстановке. Допустимо использование помощи опытных автоюристов.
В случае, когда эта сторона документа не вмещает описание всех значимых обстоятельств случившейся автоаварии, разрешается приложение к основной части чистого листа, где и будут указаны недостающие данные.
Заполняя извещение о ДТП, лучше соблюдать нижеперечисленные правила:
- Заполнение документа должно производиться с помощью шариковой ручки. Заполняя документ важно осуществлять контроль за тем, насколько хорошо происходит отпечатка информации на второй экземпляр. Чтобы оттиск был ярче, следует нажать на ручку сильнее;
- Рекомендовано использовать печатные буквы, почерк должен быть легко разборчив;
- Данные, относящиеся к регистрационным данным машин каждый водитель заполняет сам;
- В графах, которые остались незаполненными, лучше поставить черту. Это поможет избежать дальнейшего внесения дополнительных сведений, в отношении которых шоферы не договорились, когда заполняли документ совместно;
- Вносить любые изменения или дополнения в заполненные бумаги допустимо, только если оба водителя заверят их своими подписями;
- В случае допущения существенных ошибок во время заполнения извещения, которые повлекут внесение большого количества правок, рекомендовано использовать второй бланк документа, который должен иметь при себе другой участник произошедшего.
Подводя итог, можно сказать, что оформление аварии без привлечения компетентных лиц желательно лишь когда повреждения незначительны. Нельзя забывать, что использовать европротокол можно лишь в отдельных случаях, указанных в законодательстве.
Если граждане, попавшие в аварию, не согласны между собой пусть даже и в мелких деталях, касающихся определения виновного или обстоятельств происшествия, то к месту ДТП нужно пригласить работников автоинспекции.