Дорожно-транспортные происшествия разделяются на два вида, в зависимости от тяжести последствий: ДТП с пострадавшими и аварии без пострадавших.
Существуют определенные правила учета дорожно-транспортных происшествий. Те аварии, в которых есть пострадавшие, относятся к «отчетным». То есть, информация о данных происшествиях должна, в обязательном порядке, вносится в статистику государственной автоинспекции.
Кроме этого, сведения поступают в ГИБДД, и фигурируют в ежеквартальном и годовом отчете. Происшествия, в которых был нанесен вред только имуществу участников аварии (пострадало не более двух машин), не относятся к «отчетным». Сведения о них нигде не фиксируются, ни в статистике, ни в отчетах.
К сожалению, каждый водитель хотя бы раз становился участником какого-нибудь происшествия на дороге, и присутствовали при его оформлении. Но не все имеют представление о том, как должна происходить процедура оформления ДТП.
Оформление ДТП с ГИБДД
Процедура оформления ДТП имеет свои особенности, которые желательно знать каждому водителю. Далее мы предлагаем ознакомиться с некоторыми нюансами каждого этапа оформления аварии сотрудниками ГИБДД.
Этап первый. Схема дорожно-транспортного происшествия.
Сразу после аварии и прибытия сотрудников ГИБДД составляется схема происшествия. Она должна быть точной и понятной.
Если кто-то из водителей, ставших участником данного происшествия, не согласен с каким-либо выводом по схеме аварии, он имеет законное право внести свои коррективы.
Но делать это необходимо обоснованно, представляя доказательную базу тех или иных доводов. Эти моменты важны для обоих участников аварии, так как впоследствии вся информация, занесенная в схему, будет использована при расследовании ситуации.
Подписывать схему следует только после ознакомления с ней и согласования со всеми сторонами (участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД).
В том случае, если инспектор не прислушался к вашему мнению и не внес изменения в схему, он нарушил служебную дисциплину. Вы имеете полное право обжаловать его действия.
Этап второй. Освобождение проезда для других автомобилей.
Не трогайте и не перемещайте машины до прибытия сотрудников полиции или ГИБДД.
В их обязанности входит составление истинной схемы ДТП. Как только схема составлена и сделаны все измерения, можно освобождать проезжую часть.
Когда автомобиль сильно пострадал во время столкновения и не может самостоятельно перемещаться, воспользуйтесь услугами эвакуатора.
Этап третий. Составление объяснительной.
Этот этап можно назвать одним из самых ответственных. Ваша основная задача – хорошо продумать ситуацию и, учитывая все важные моменты, и не искажая факты, написать объяснительную.
Ваше изложения ситуации должно быть четким, последовательным и предельно ясным. Не стоит писать слишком много ненужных подробностей, так вы только запутаете специалистов, которые будут заниматься расследованием ДТП.
Автоинспектор обязательно обратит внимание на правильность изложения фактов аварии, знание водителями, ставшими участниками аварии, правил дорожного движения.
Обратите внимание! Если сотрудник ГИБДД заметит, что объяснения одного из участников основаны на ошибочной трактовке ПДД, он может предположить, что именно этот водитель создал аварийную ситуацию на дороге.
Этап четвертый. Фиксация повреждений ТС в документах.
Данный этап характеризуется составлением объяснительных, опросом свидетелей, прочее. Сотрудники государственной автоинспекции стараются составить достоверное описание всех повреждений, которые были получены транспортными средствами.
Ваша задача, как участника аварии, тщательно проверить записи инспекторов, которые они делают в справке о повреждениях ТС. Убедитесь, что все повреждения перечислены в справке, так как любая неточность может привести в дальнейшем к неправильному определению размера ущерба.
Фиксируются как незначительные видимые повреждения, так и скрытие дефекты.
Запомните, чем больше дефектов будет пропущено, тем меньше будет компенсация. И вряд ли такая выплата сможет покрыть реальные расходы на ремонт транспортного средства.
Этап пятый. Оформление протокола.
Протокол ДТП – это своеобразная фиксация административного правонарушения. Схема аварии, справка о повреждениях, объяснительные – это все дополнение к протоколу.
Составление протокола об административном правонарушении проводится после того, как сотрудник ГИБДД определит, кто именно является виновником данного происшествия.
Чтобы принять правильное решение, госавтоинспектору придется внимательно изучить обстоятельства дела, принять во внимание все факты и нюансы. Руководствоваться в своих выводах необходимо ПДД и КоАП РФ.
В протоколе фиксируется факт нарушения конкретного пункта ПДД, и указывается имя виновника. Обязательным условием составления протокола является указание фактов, на основании чего именно этот участник аварии признан виновным.
Протокол составляется в нескольких вариантах. Один из них передается виновнику аварии, второй – другому участнику (по желанию). Если вы не являетесь виновником ДТП, то у вас есть шанс получить компенсацию за повреждение автомобиля.
Но когда вы увидите свою фамилию в качестве виновного в ДТП, и будет категорически не согласны с такими выводами, вы должны действовать следующим образом:
- Не ставьте свою подпись в протоколе. Важно, чтобы двое свидетелей зафиксировали данный факт;
- Поставьте подпись на отдельном листе (с пометкой «С приложением») или с тыльной стороны документа. Обязательно изложите свою точку зрения и опишите ситуацию так, как вы ее видите. Приведите факты, подтверждающие вашу невиновность в случившемся. Далее у вышестоящего начальства обжалуйте действия сотрудника ГИБДД. Также его действия можно обжаловать в суде.
Этап шестой. Постановление.
Постановление выписывается сотрудником ГИБДД после того, как оба участника аварии поставят свои подписи под протоколом.
В постановлении на основании положений КоАП РФ, указывается мера пресечения водителю, виновному в ДТП.
В том случае, когда за данное правонарушение предусмотрен только штраф, виновник может сам заполнить соответствующую квитанцию, и заплатить необходимую сумму в банке.
Сотрудник ГИБДД не имеет права применять к нарушителю какие-то иные санкции. Постановление на изъятие водительского удостоверения, арест автомобиля, а также административное лишение свободы может выдать только судья мирового или районного суда.
В некоторых ситуациях сотруднику ГИБДД бывает трудно самостоятельно определить степень виновности водителей. Поэтому он выдает каждому участнику происшествия протокол, и отправляет дело на дорасследование.
Позже водители, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, получают извещение о том, где и когда будут дополнительно рассмотрены обстоятельства данного дела.
После того, как было оформлено ДТП, сотрудники ГИБДД должны выдать участникам аварии определенные документы:
- Справку о ДТП. Документ содержит сведения о водителе и собственнике ТС, сведения о страховом полисе ОСАГО. На руки водителю выдается копия документа, а оригинал остается в отделении;
- Постановление об админнарушении. Документ будет выдан в том случае, если кто-то из участников аварии нарушил правила дорожного движения;
- Протокол. Дополнением к документу являются: схема аварии (ситуация, изображенная схематически, с применением необходимых измерительных приборов), справка о повреждениях, полученных ТС в результате ДТП, объяснительные участников происшествия, показания очевидцев.
При получении документов внимательно ознакомьтесь с их содержимым.
Есть ли необходимость вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД? Однозначно стоит, тем более, если в результате аварии есть пострадавшие или было повреждено имущество.
Конечно, можно самостоятельно составить Европротокол, но если есть хоть какие-то повреждения или сомнения в том, кто будет возмещать ущерб, лучше позвонить в дежурную часть ГИБДД.
В том, что ДТП оформляет инспектор ГИБДД, есть и свои минусы. Это связано с некоторыми нюансами.
- В том случае, когда были нарушены ПДД и как результат – авария, нарушителю будет выписан штраф, который придется оплатить. Если самостоятельно оформлять Европротокол, то о штрафе нигде не говорится.
- Чтобы дождаться представителей ГИБДД приходится ждать некоторое время. Иногда такие ожидания слишком затягиваются, а покидать место аварии ее участникам до приезда ГИБДД нельзя.
То факт, что вы вызвали сотрудников ГИБДД, может сработать в вашу пользу. Так как, оформляя ДТП, они смогут впоследствии стать свидетелями в случае возникновения каких-либо спорных вопросов в процессе расследования дела.
Если вы имеете страховой полис КАСКО, то без участия инспектора ГИБДД оформить ДТП невозможно.
Как происходит процедура оформления ДТП, в которой есть пострадавшие.
Довольно часто в результате аварии страдают люди. В том случае, если вы стали участником аварии (не важно, кто в ней виновен), главное – действуйте в соответствии с описанным ниже порядком:
- Самое главное в данной ситуации – это жизнь и здоровье человека. Поэтому, прежде всего, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. Сразу же сообщите в скорую помощь о случившемся. Сделать это необходимо обязательно, даже если человек утверждает, что с ним все в порядке. Иногда бывают травмы, которые проявляются не сразу, тем более, если человек находится в шоковом состоянии. В ситуации, когда пострадавший получил серьезные травмы и находится в критическом состоянии, нельзя ждать ни минуты. Постарайтесь доставить его как можно скорее в больницу. Сделать это можно самостоятельно, а если ваша машина не на ходу – остановите попутку;
- Далее следует вызвать полицию. В телефонном разговоре обязательно сообщите о наличии пострадавших. На место аварии будут направлены сотрудники ГИБДД;
- Представители ГИБДД осмотрят место происшествия, составят протокол, дадут его на подпись участникам аварии. Не подписывайте документ до тех пор, пока вы не ознакомитесь с ним. В случае несогласия с изложенными фактами, внесите свои коррективы. В том случае, если в момент подписания документа, вы плохо себя чувствуете, отметьте этот факт документально;
- На следующем этапе вам придется написать объяснительную.
В соответствии с законом, вы имеете право не свидетельствовать против себя, своего супруга, близких или родных людей.
Объяснительную составляйте самостоятельно, не искажайте факты, не признавайтесвоювинузаблаговременно и постарайтесь не делать никаких выводов по поводу ДТП.
Справка, которую вам выдадут после всей процедуры оформления аварии, не должна содержать выводов о том, кто является виновником ДТП. Эти выводы в основном прерогатива судебно-медицинской экспертизы.
Что делать, если вам отказали в оформлении ДТП?
Такие действия сотрудников ГИБДД недопустимы. Даже если ваш случай можно оформить самостоятельно по Европротоколу, то лучше этого не делать, обратитесь в полицию.
Если вам отказывают по причине того, что в результате аварии нет серьезных повреждений имущества, то и это действие является не профессиональным. Дело в том, что степень повреждений может определить только эксперт, делать это «на глаз» нельзя.
Может статься, что незначительное, почти незаметное повреждение приведет к серьезным последствиям.
Определением размера ущерба от аварии занимаются специалисты – эксперты.
В случае отказа сотрудниками ГИБДД в оформлении ДТП, пишите жалобу вышестоящему начальству или в суд.