Ст. 7.1 КоАП РФ — Самовольный захват земельного участка

image_pdfimage_print

Под самовольным захватом участка земли понимается существенное правонарушение, которое, в соответствии с нормами российского законодательства, является основанием к возложению определенной ответственности.

В данной статье речь пойдет о том, в чем она заключается, как регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и какими последствиями грозит для виновного лица подобное деяние.

Что такое самовольный захват земли

Понятие самовольного захвата участка подразумевает пользование землей, предназначенной для всеобщего использования или участком, принадлежащим по праву собственности другому лицу, при отсутствии договора об этом и без предоставления платы.

Нередко физические и юридические лица в личных целях эксплуатируют смежные территории незаконным путем (ведут строительство, производят сельскохозяйственную продукцию и тому подобное).

Самовольный захват землевладения может быть осуществлен несколькими путями:

  • захват участка, принадлежащего гражданину, иным физическим лицом. Это возможно, например, при длительном отсутствии владельца земли. Также подобное имеет место в таких обстоятельствах, когда самозахват владельцем соседнего участка либо иным гражданином происходит при неверном размещении ограждения;
  • самозахват участка, находящегося в собственности гражданина, юридическим лицом. Обычно организации эксплуатируют смежные участки, являющиеся частной собственностью, для установки оборудования либо складирования отходов;
  • самовольный захват территории, не являющейся собственностью ни физического, ни юридического лица. Такого рода случаи считаются самыми распространенными. Это связано с тем, что физические лица не осознают возможных последствий использования участка таким незаконным способом. При этом участки, не оформленные во владение граждан и организаций, являются государственной собственностью. Не получив предварительное согласование от местной администрации, вы не вправе эксплуатировать такие земли.

Согласно положениям действующего законодательства, гражданам и организациям не разрешается изменение границ участков земли при отсутствии необходимой документации.

Самозахват земли либо определенной ее части, включая эксплуатацию участка со стороны лица, не обладающего установленными нормами действующего законодательства правомочиями на данное землевладение, – грозит привлечением к административной ответственности, заключающейся в оплате штрафных санкций, если имеются сведения о кадастровой стоимости земли, гражданам – 1 – 1,5% от кадастровой оценки данного объекта (минимальный размер – 5000 рублей), должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки земли (минимально – 20000 рублей); организациям – 2 – 3% от кадастровой оценки участка (минимальный размер – 100000 рублей); если информации о кадастровой стоимости земли не имеется, физическим лицам – 5000 – 10000 рублей, должностным лицам – 20000 – 50000 рублей, организациям – 100000 – 200000 рублей.

В качестве примечаний, вышеуказанная статья предписывает следующее:

  • за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной нормой, предприниматели, деятельность которых происходит без образования юридического лица, привлекаются к несению ответственности тем же образом, что и организации;
  • при самозахвате определенной части земли, расчет административного штрафа, осуществляемый на основании кадастровой оценки участка, высчитывается с учетом размера части земли, занятой самовольно.

В различное время для состава самозахвата земельного участка устанавливались нормы как административного, так и уголовного права. После вступления в законную силу нового Земельного кодекса РФ, целесообразность привлечения к ответственности за захват земельных объектов возросла: статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводятся нововведения в области законодательства о земельных участках. Она указывает формальные составы с отличными объективными сторонами и противоправностью.

В случае самовольного занятия земель, отнесенных к лесной зоне, либо эксплуатация таких земель в целях раскорчевывания, лесопереработки, размещения складов, строительной деятельности, устройства пашен и использование в прочих целях, при отсутствии разрешительной документации по землепользованию – грозит административной ответственностью в виде штрафа.

Размер штрафных санкций в этом случае:

  • физическим лицам – 20000 – 50000 рублей;
  • должностным лицам – 50000 – 100000 рублей;
  • организациям – 200000 – 300000 рублей.

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

В качестве объекта правонарушения выступают земельные правоотношения, предусмотренные правила получения правомочий на участки и их эксплуатация.

На территории нашей страны землепользование и землевладение осуществляется согласно нескольким основаниям, предусмотренным законодателем, и в рамках тех правомочий, которые даны конкретным гражданам или организациям соответствующей правоустанавливающей документацией.

Главные виды земельных правоотношений регламентированы положениями Земельного кодекса РФ, принятого 25.10.2001.

Участки в пределах нашего государства могут являться собственностью государства, муниципалитета, физических лиц, а также организаций. Также правомочия владения и пользования участками могут выражаться в постоянном бессрочном пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде, субаренде, ограниченном землепользовании чужими объектами земельных правоотношений (сервитутах).

Правоустанавливающая документация на землю – это документация, на основании которой возникают, переходят, прекращаются и ограничиваются (обременяются) правомочия на участки.

Это могут быть следующие бумаги:

  • решения и постановления государственных органов или муниципалитета, вынесенные в пределах их полномочий;
  • различные договоры совершения сделок с землей;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • решения суда, которые вступили в законную силу;
  • свидетельства, подтверждающие полномочия на землю, полученные в соответствующих государственных органах;
  • прочие документы о предоставлении правомочий на землю, перешедшие от предыдущего владельца.

В качестве неотъемлемого приложения к бумагам, требуемым для регистрации правомочий, выступает кадастровый план на землю, отражающий его кадастровый номер.

Квалификация правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

Возникновение правонарушения возможно как для земельного участка в целом, так и для некоторой его части. Важно, чтобы земля при этом для правонарушителя была чужой. Лицо в таком случае не имеет правомочий владения, пользования и распоряжения на данную недвижимость.

В статье предусматривается три вида нарушений, а также их состав, которые выражаются в следующем:

  • самовольном занятии земли;
  • самовольной эксплуатации участков;
  • незаконном осуществлении на территории участка хозяйственной деятельности.

Выражение самовольного занятия земли происходит посредством активных действий, заключающихся, к примеру, в возведении на ней строений, ограждении территории или определенных ее частей для закрытия доступа к ней законных собственников, землепользователей и лиц, осуществляющих контроль, найма охраны и других препятствующих доступу к участку мер.

Самовольное использование земли отличается от самовольного занятия тем, что оно не ограничивает доступа законных владельцев к участку, а при нем происходит извлечение полезных свойств земли. К примеру, это может быть взращивание овощных и плодовых культур, сбор почвенных слоев, обеспечение проезда и тому подобное.

Существенное значение имеет то, что действия такого рода происходят при отсутствии одобрения собственников либо землевладельцев. В правовых нормах, регламентирующих юридический статус определенных видов участков, этому уделяется особое внимание.

Например, согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ, дачные, садоводческие и огороднические хозяйства правомочны на обустройство земель лишь после того, как будут установлены границы, оформлена документация, подтверждающая права на участки земли.

К незаконной хозяйственной деятельности относят совершение действий, в том числе собственниками участков и землевладельцами, при неимении требуемых разрешительных документов. Ограничения хозяйственной деятельности возможны, например, в отношении участков, отнесенных к особо охраняемым территориям и объектам, лесной зоне. Получение специальной разрешительной документации необходимо при возведении гидротехнических сооружений, проведении ЛЭП, осуществления взрывных работ и тому подобное.

Каждый из перечисленных составов считается формальным. Чтобы квалифицировать действия как административное правонарушение, не требуется наступления определенных негативных последствий.

Ответственность за самовольный захват земли в РФ

При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.

Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:

  • юридический статус нарушителя;
  • прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
  • установление кадастровой оценки недвижимости.

Штраф за самовольный захват земельного участка, не состоящего на кадастровом учете

При отсутствии в единой базе ЕГРН информации о захваченной земле, а также отсутствии данных о кадастровой оценке участка, сумма штрафа регламентируется статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, каков статус правонарушителя:

  • физическим лицам – 5000 – 10000 рублей;
  • юридическим лицам – 100000 – 200000 рублей;
  • должностным лицам – 20000 – 50000 рублей.

Итоговый размер штрафа в каждом конкретном случае устанавливается по усмотрению суда.

Штраф за самовольный захват земельного участка, состоящего на кадастровом учете

Физические лица, не ведущие коммерческой деятельности, обязываются к выплате штрафа в сумме, равной 1 – 1,5% от кадастровой оценки недвижимости.

Однако минимальная величина штрафа, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 5000 рублей.

При захвате чужого участка должностным лицом, такое лицо обязано выплатить штраф в размере 1,5 – 2% от оценки земли по кадастру, но сумма его должна быть не менее, чем 20000 рублей. Организации, совершившие подобного рода нарушение, обязываются оплатить сумму, составляющую 2 – 3% от кадастровой оценки недвижимости, но не меньше 100000 рублей.

Уголовная ответственность за самовольный захват земельного участка

Сама процедура самовольного захвата части земли или участка в целом не предполагает уголовного наказания, но при этом такая ответственность может наступать для лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, совершающим мошеннические действия или не исполняющих требований по обороту земли.

Что делать при самовольном захвате земельного участка

Если вам стало известно о факте захвата принадлежащего вам земельного участка, попробуйте урегулировать вопрос непосредственно с нарушителем (направьте ему претензию, в которой обозначьте требования в отношении возврата недвижимости и компенсации полученного ущерба).

Если правонарушитель не отреагировал на данное сообщение или отказался от уплаты указанной денежной суммы, обращайтесь в судебные органы.

Независимо от того, каковы обстоятельства рассматриваемого дела, может возникнуть необходимость уточнения земельных границ (к примеру, в случае захвата смежного участка владельцем соседней земли), исполнение межевальных работ и прочее. Такого рода мероприятия могут потребоваться для подтверждения факта незаконного захвата участка.

Обращение в суд при самовольном захвате земли

Исковые заявления о незаконном захвате земель соседями и неисполнении требований, указанных в претензии, судами рассматриваются довольно часто. При этом случаи захвата владельцами соседних участков вашей земли ввиду вашего длительного отсутствия и эксплуатация в собственных нуждах участков всеобщего пользования, различаются. По этой причине следует понимать, куда следует обращаться в каждой конкретной ситуации.

Допустим, имеет место нарушение границ владельцами соседних земель. Последовательность действий в данном случае определяется исходя из факта установления границ земельного участка в законном порядке либо по взаимному согласию. В первом случае предусматриваются документально подтвержденные границы.

В роли документа, являющегося подтверждением определения границ земли, выступает кадастровый паспорт. Данные, отраженные в нем, должны быть аналогичны полученным по итогам межевальных работ. Обратитесь в землеустроительную организацию и установите земельные границы в пределах данной территории.

После того, как они будут определены, попробуйте разрешить конфликт с владельцами соседнего участка мирным путем. В случае, если договориться не удалось, обратитесь с исковым заявлением в судебную инстанцию. Рассматривать дело будет мировой судья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ, должно последовать восстановление изначально установленных границ.

Для обращения в суд заранее подготовьте пакет документов, состоящий из:

  • документов, подтверждающих возникновение права собственности на земельный участок либо договора, доказывающего факт предоставления участка в аренду;
  • кадастрового паспорта на землю;
  • межевого плана.

Другой возможный случай заключается в конфликтной ситуации, сложившейся в отношении земли с незафиксированными документальным способом границами. Подобные ситуации возможны в силу ряда определенных обстоятельств, к примеру ввиду допущенной кадастровой палатой ошибки либо при отсутствии межевого дела на землю. Разрешение проблемы начинайте с оформления заявки на межевальные работы. Кадастровые инженеры проведут необходимые мероприятия, зафиксируют итоги работ в специальном акте, согласно которому собственники соседних земель смогут увидеть расположение земельных границ.

Если по результатам проведенных мероприятий прийти к согласию с соседями не удалось, обращайтесь с соответствующим исковым заявлением в суд. При этом ссылайтесь на статьи 301 и 304 Гражданского кодекса РФ.

Разрешение вопроса о самовольном захвате участка также может производиться иными органами. Обратитесь в соответствующий комитет по земельным ресурсам с жалобой в отношении совершенного правонарушения.

Кроме того, вы вправе посетить для решения проблемы местную администрацию. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, предусматривается право обращения в органы прокуратуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: