Возмещение ущерба при ДТП с собственника автомобиля

image_pdfimage_print

Законодатель позволяет в гражданском порядке взыскать деньги за причиненный в дорожном происшествии ущерб, как с собственника транспортного средства, так и с лица, которое им управляло в момент аварии.

Обычно автоюристы принимают решение о том, с кого требовать компенсации, индивидуально в каждом случае обращения к ним за помощью потерпевших. Это решение принимается исходя из различных условий.

Например, таких: был ли между виновником аварии и собственником транспортного средства заключен трудовой договор, места регистрации лица, действия которого стали причиной аварии, и лица, владеющего ТС, гражданство какого государства имеют водитель и собственник и тому подобное.

Кто возмещает ущерб при ДТП 

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает круг лиц, которые несут правовую ответственность, за причиненный источником повышенной опасности ущерб:

  • с собственника транспортного средства можно взыскать компенсацию ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии, если он сам управлял автомобилем, либо незаконно допустил к управлению иное лицо, действия которого и привели к аварии;
  • с водителя, если он владеет транспортным средством на основе вещного права и если он был за рулем во время совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • с водителя, если он пользуется транспортным средством на законных основаниях.

Потерпевший обладает правом предъявить требования о возмещении причиненного ему материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия не только собственнику и лицу, управлявшему транспортным средством, но и в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховой компании, но только в случае, если водитель указан в полисе обязательного страхования автогражданки.

А вот, если виновник аварии не вписан в страховой полис, то стоит разобраться правомерно ли он вообще завладел автомобилем. Виновность собственника и сумму, которую ему необходимо выплатить, можно определить только в суде. Нужно еще раз уточнить, что основание взыскания компенсации с владельца – это вина.

Солидарная (совместная) ответственность виноватого в аварии и собственника транспортного средства, которая возникает в результате дорожно-транспортного происшествия, есть ни что иное как вариация гражданской ответственности группы лиц в стандартном ее понимании. В классическом толковании солидарная ответственность предоставляет потерпевшему право выбора ответчика – либо это будет кто-то один, либо все одновременно.

Однако же статья 1079 Гражданского кодекса РФ указывает непосредственно на первостепенность вины лица, управлявшего транспортным средством во время аварии. Единственное исключение из этого правила – ситуация, когда автотранспортное средство виновно передано владельцем другому лицу.

Если вина собственника автомашины доказана, то на него возлагается гражданская ответственность в солидарности, то есть сумма выплат, которые будут взысканы с владельца, зависит от степени его вины.

Стандартный случай гражданской ответственности в классическом ее понимании, наступает если произошла авария с участием нескольких автомобилей. Собственники этих автомобилей и понесут солидарную гражданскую ответственность в соответствии с пунктом 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.

А вот в случаях, если виновный погиб в дорожно-транспортном происшествии, если транспортным средством управлял несовершеннолетний, если за рулем был не владелец, а законно допущенное им лицо, если водитель авто уехал с места аварии, то групповая ответственность собственника транспортного средства наступает соизмеримо степени его вины, которую установит только суд.

Уголовная ответственность

Когда в результате дорожного происшествия наступила смерть человек или причинен тяжкий вред его здоровью, то законодатель предусматривает применение к виновнику целого ряда мер воздействия. Преступления, связанные с нарушением Правил дорожного движения, а также условий эксплуатации ТС регулируются статьями 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Стоит помнить, что в соответствующих частях указанных статей указаны квалифицирующие признаки, которые отягчают вину водителя. Вот они:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
  • в результате происшествия погибли двое и более лиц;
  • виновный в аварии уже был привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

Преступления, предусмотренные ст. 264 и 264.1 УК РФ, совершаются только по неосторожности. Если же усматриваются признаки умышленного совершения, то такое деяние следует квалифицировать по ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство или в соответствии со ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью.

В этом случае выбор статьи зависит от характера наступивших последствий. Привлечь к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия можно только водителя транспортного средства, но никак не собственника (если это не одно и то же лицо).

В соответствии с принципом виновности, закрепленным в статье 5 Уголовного кодекса РФ, субъектом этого вида деяния может быть только лицо, непосредственно управлявшее автотранспортным средством, в результате действий (бездействия) которого и наступили тяжкие последствия, не зависимо от того, кто является владельцем автомобиля, правомерно ли лицо завладело им, имеет ли право управления транспортным средством. Соответственно, юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Административная ответственность

В кодексе об Административных правонарушениях РФ глава 12 полностью описывает ситуации с нарушениями Правил дорожного движения и дорожно-транспортным происшествиям.

В отличие от уголовной ответственности, административная определяется наступлением менее тяжких последствий – причинение легкого или среднего вреда здоровью, это определено в статье 12.24 КоАП РФ.

Степень причиненного вреда здоровью, а также длительность расстройства здоровья должна быть определена и подтверждена медицинской экспертизой или медицинским освидетельствованием.

Стоит отметить, что по общепринятым нормам законодательства в сфере административного права наказание за ДТП возлагается на лицо, вина которого определена в установленном порядке. Эта норма регулируется ст. 1.5 КоАП РФ.

В случаях с совершением ДТП вина будет возложена именно на водителя, а не на собственника транспортного средства, так как он непосредственно управлял автомобилем и его умышленные/неумышленные действия и привели к ДТП.

А вот в случае, когда правонарушение зафиксировано при помощи автономных средств фото-, видеофиксации, владелец транспортного средства автоматически признается виновным в его совершении и должен понести административную ответственность в соответствии со статьей 2.6.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Исключение составляют только случаи, когда собственник транспортного средства докажет, что в момент совершения противоправного деяния находилось другое лицо. Это обязанность лежит на собственнике.

Существует неправильное мнение, что если представить договор купли-продажи транспортного средства в суде, то владелец будет освобожден от административной ответственности за нарушение, которое было установлено при помощи автономных приборов фото и видеофиксации.

Необходимо знать, что договор купли-продажи не означает изменение права собственности без установленной законом регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. В случае, когда транспортное средство продано, а новый владелец не подал в течении 10 дней документы для постановки на учет, то обязанность снять автомобиль с учета переходит к продавцу.

Так же как и уголовный кодекс, административный не предусматривает привлечение к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения юридического лица.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность – это компенсация как материального, так и морального ущерба, который причинен потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия. Гражданский кодекс РФ, как, впрочем, и все законодательство России, признает автомобиль средством повышенной опасности.

А значит владелец транспортного средства обязан оплачивать весь причиненный ущерб, если не сможет доказать, что его вины в наступлении общественно опасных последствий не было.

В отличии от уголовной и административной ответственностей, к гражданской ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, если оно в установленном законом порядке владеет автотранспортным средством, которое участвовало в транспортном происшествии.

Стоит помнить, что к ответственности может быть привлечено не только лицо, указанное в правоустанавливающем документе, но и лицо, которое пользовалось транспортным средством на праве аренды, по доверенности и т. д.

Ответственность за ДТП

Наказание за виновность в дорожном происшествии зависит от ущерба, нанесенного транспортным средствам, иному материальному имуществу, степени тяжести, причиненного вреда здоровью и жизни потерпевших, наличием отягчающих обстоятельств. Ответственность за такие деяния квалифицируется разными нормами Гражданского кодекса РФ, кодекса об Административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.

К гражданской ответственности лицо может быть привлечено, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен материальный ущерб. По общему правилу этот ущерб может быть покрыт страховой компанией по обязательному договору ОСАГО, но только в рамках суммы, предусмотренной таким договором.

К административной ответственности водителя можно привлечь при нарушении им ПДД или же нарушения основ эксплуатации авто, а равно и при причинении потерпевшему легкого или среднего вреда здоровью.

Видами наказания для виновника могут быть административный арест, лишение права управления транспортным средством, денежный штраф, а в некоторых случаях предусмотрена даже конфискация автомобиля.

А вот в случае если в дорожно-транспортном происшествии причинен тяжкий вред здоровью или же наступила смерть человека, то действия виновного лица уже необходимо квалифицировать в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ.

Ответственность за дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель человека регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса РФ.

Наказание зависит от количества погибших, отягчающих и смягчающих обстоятельств:

  • если действия (бездействие) лица привело к ДТП в результате которого произошла гибель одного человека, то ответственность наступает по части 3 ст. 264, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или же принудительные работы сроком до 4 лет;
  • если же водитель во время совершения дорожного происшествия в результате которого погиб один человек, находился в состоянии опьянения, то наказание предусматривается только в виде лишения свободы на срок лишается свободы на срок от двух до семи лет;
  • За смерть в ДТП двух и более лиц, предусматривается либо лишение свободы сроком до 7 лет, либо принудительные работы сроком до 5 лет;
  • За совершение дорожно-транспортного происшествия с аналогичными последствиями, но в состоянии любого опьянения предусматривается лишение свободы сроком от 4 до 7 лет с лишением права управления транспортным средством на 3 года.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Ответственность, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, наступает с 14 лет. В случаях, когда ущерб причинен лицом, которое не достигло этого возраста, то за него ответственность несут его законные представители (родители, опекуны). После наступления 14 летнего возраста лицо является ответчиком на общих основаниях, предусмотренных законодателем.

В случае же, если несовершеннолетний не имеет собственного дохода для возмещения ущерба, то эта обязанность переходит на законных представителей, которые могут быть освобождены от нее, только в случае, если докажут свою невиновность в допущении наступления общественно опасных последствий.

Случаи, при которых владелец автотранспортного средства освобождается от гражданской ответственности

Собственник транспортного средства не обязан возмещать ущерб только в случаях, на которые прямо указывает статья 1079 ГК РФ: 

  • непреодолимые обстоятельства, стихийные бедствия, форс-мажор. Наличие таких обстоятельств аннулирует гражданские правоотношения;
  • умышленные действия пострадавшего, например, в случае, если лицо пытается реализовать суицидальный умысел;
  • если автотранспорт до момента дорожного происшествия выбыл из собственности владельца, например, автомобиль был передан по доверенности. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: