Возврат купленного товара продавцу – достаточно частое явление. Однако даже после принятия продавцом заявления на возврат получить денежные средства назад не всегда представляется возможным. Иногда торговые представители затягивают эту процедуру на долгие месяцы.
Чтобы суметь отстоять свои права при возврате некачественного товара, а также обмене продукции, необходимо обратиться к нормативно — правовым актам. Главным документов, регулирующим коммерческие взаимоотношения продавца и покупателя является закон «О защите прав потребителей». Именно там собраны все основные правила, которыми должны руководствоваться как покупатель, так и потребитель.
Основные причины возврата приобретенной продукции обратно в магазин
Вопреки расхожему мнению, возврат товара не всегда предполагает компенсацию потраченной суммы денег. В некоторых ситуациях законодательство предлагает произвести обмен покупки на аналогичный товар совершенно бесплатно.
Стоит также помнить, что правила возврата качественного и некачественного товара существенно различаются. Закон предусматривает возврат как бракованных, так и качественных изделий, однако в некоторых обстоятельствах потребителю не стоит ожидать возврата потраченных средств.
Самыми частыми ситуациями в практике считаются:
- Возврат товара с существенными недостатками или явными дефектами, который происходит по первому требованию покупателя (товары для спорта, отдыха и дома и т.д.);
- Возврат денег, потраченных на технически сложную продукцию, дефект которой был выявлен в ходе экспертизы;
- Невозможность возврата продукции ввиду самостоятельного ремонта товара покупателем или при возникновении брака в ходе неправильной эксплуатации покупки по вине самого потребителя.
Товары, которые находятся на гарантийном сроке можно вернуть только в случаях, когда их дефекты соотносятся со списком, указанном ниже:
- Дефект непродовольственного товара является заводским и возник вследствие несоблюдения производителем ГОСТа или ТУ.
- Производственный брак;
- Недостаток возник из-за неправильного хранения товара;
- Дефект образовался из-за нарушения условий перевозки;
- Брак вследствие влияния природных сил;
- Порча товара из-за неверных действий покупателя. К примеру, когда некоторые характеристики или свойства товара не были описаны в инструкции, а продавец также не был проинформирован на этот счет.
Наличие брака у товара может обнаружиться как во время эксплуатации дома, так и во время совершения покупки. Данный аспект никак не влияет на возможность вернуть товар обратно продавцу.
Если продавец настаивает на том, что совершить возврат продукции невозможно, однако вы уверены в своей правоте, необходимо обратиться в прокуратуру или суд.
Вся документация, которая была получена в ходе разбирательств с продавцом, должна быть приложена к исковому заявлению.
Стоит отметить, что за обращение с исковым заявлением взимается госпошлина, однако в случае, когда суд принимает сторону потребителя, все расходы обязуется на себя взять продавец.
При сумме иска ниже 50 000 рублей заявление рассматривает мировой судья, более значимые исковые заявления уходят в районный суд.
До начала судебных разбирательств также можно обратиться в Роспотребнадзор. Данная организация защищает права потребителей и может решить вопрос о нарушении действующего законодательства со стороны продавца в пользу потребителя. Сотрудники организации обязаны провести проверку торговой точки и оценить правомерность действий продавца.
Как итог, зачастую магазин штрафуют за нарушение требований, установленных законодательством.
Роспотребнадзор не занимается взысканием с продавца средств, которые потребитель потратил на товар, и действия данной организации носят скорее рекомендательный характер. Однако как показывает практика, после проверок и предупреждений Роспотребнадзора, торговые организации решают вопрос в пользу покупателя.
Самым лучшим вариантом для потребителя будет обратиться к специалисту или юристу за консультацией по данному вопросу.
Доказать правоту своих действий в суде вы сможете только с правильно составленным заявлением на возврат и письменным документом об отказе в удовлетворении вашей просьбы продавцом.
Также в суде могут понадобиться следующие документы:
- Бумаги, подтверждающие покупку товара (чеки, договоры);
- Накладная о предоставлении товара продавцу на проверку;
- Сведения о размере дополнительных расходов (чеки, соглашения);
- Досудебная претензия торговому представителю (при наличии).
Судебные разбирательства обычно предполагают не только возврат покупателю потраченной суммы денег, но компенсацию за причинение морального вреда, пени за просрочку и судебные издержки.
Чтобы ваше исковое заявление было грамотным, а вследствие более эффективным, стоит руководствоваться следующими правилами:
- Ответчиком в суде будет выступать не продавец, который отказал в возврате или продал вам плохой товар, а вся компания или предприятие, которое занимается реализацией продукции. Именно поэтому стоит заранее изучить всю информацию о компании, представленную на просторах интернета.
- Обязательно нужно ссылаться на законы и права, которыми вы руководствовались, совершая запрос на возврат товара.
- Необходимо перечислить всю документацию, которая была приложена к судебному иску. В суде будут использоваться только копии документов.
- Если вами был утерян чек на покупку, необходимо собрать всевозможные доказательства совершения оплаты. Иногда это бывает очень трудно, однако все же возможно.
После отказа продавца в просьбе вернуть товар, обычно следуют дальнейшие разбирательства, экспертизы и консультации с юристом. Данные процедуры весьма дорогостоящее удовольствие, однако все эти расходы в конечном счете должен будет покрыть продавец.
Исходя из этого, продавцу предварительно стоит сообщить о ваших намерениях продолжать отстаивать свои права.
При возврате продавцом основной суммы, которую вы запрашивали в заявлении, но удержании прочих расходов, вы также имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.
Как правило, данная процедура значительно проще возврата основной суммы, так как само возмещение денег потребителю является признанием вины покупателем. Поэтому взыскать денежные средства на прочие расходы не составит труда.
Покупатели склонны затягивать процесс возврата денег для того, чтобы потребитель вовсе отказался от своих требований. Однако в случаях, если вы полностью уверены в своей правоте, не стоит опускать руки и останавливаться на достигнутом. Необходимо идти до самого конца.