Ежегодно законодатель меняет нормативно-правовые акты, чтобы улучшить их. В связи с этим для очень большого количества автолюбителей становится интересным, что изменится в ближайшее время в законах, регламентирующих компенсации страховых компаний по договорам ОСАГО в связи с дорожно-транспортными происшествиями.
Необходимо помнить, что такие изменения не могут быть урегулированы правилами, принятыми самим страховщиком. Наибольшие допустимые размеры выплат возмещения ущерба, причиненных автотранспортным средствам, жизни, здоровью потерпевших, назначаются основной финансовой организацией Российской Федерации – Центральным банком РФ.
Как возместить ущерб по ОСАГО
Чтобы получить от страховщика выплату за причиненный материальный ущерб необходимо подготовить и предоставить следующий пакет документов:
- заявление о том, что вы попали в дорожно-транспортное происшествие и желаете получить причитающуюся выплату;
- копию водительского удостоверения;
- договор обязательного автострахования (полис);
- реквизиты банковского счета для перечисления компенсации, ИНН;
- документ удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий право управления автомобилем (если в момент аварии за рулем был не владелец автомобиля).
На какую сумму компенсации можно рассчитывать? Ответить точно на этот вопрос довольно сложно, потому что каждое конкретное дорожно-транспортное происшествие имеет свои особенности, которые учитываются при установлении суммы компенсации. Однако в любом случае, что бы страховщик не смог занизить сумму выплаты, вам необходимо грамотно провести осмотр транспортного средства.
С того момента, когда страховая компания получила ваше заявление о выплате компенсации, процесс разбирательства по страховому случаю запущен. В срок пяти рабочих дней страховщик обязан направить ваш автотранспортное средство на осмотр.
Проводится такой осмотр чаще всего в компании, предоставляющей услуги независимой экспертизы, с которой у страховой компании заключен договор. Соответственно, можно предположить, что действуют такие эксперты в интересах страховой, а не в ваших.
Что бы быть уверенным, что сумма выплаты, за возмещение причиненного ущерба, не будет занижена, заявителю стоит самому провести независимую экспертизу, в организации не связанной со страховой компанией.
Однако необходимо точно соблюдать процедуру проведения такой экспертизы, что бы ее результаты были признаны в качестве доказательств, а именно:
- Такое исследование сможет провести только эксперт, занесенный в федеральный реестр и имеющий специальное образование. Механик из обычного автосервиса оценочную экспертизу провести не имеет права;
- Законодатель предусматривает, что при проведении независимой экспертизы могут участвовать все участники разбирательства страхового случая. На практике чаще всего никто участия в исследовании не принимает, но вы должны уведомить всех о месте и времени проведения осмотра экспертом автотранспортного средства. Лучше всего это сделать письменно;
- Копия заключения независимого эксперта должна быть направлена каждой стороне разбирательства сразу же после его получения. Вам на руки выдается оригинал.
Основываясь на выводах специалиста страховщик рассчитывает сумму компенсации. Она должна покрывать причиненный материальный вред, однако не превышать 400 000 рублей. Так как именно эта максимальный размер страховой выплаты по ОСАГО, установленный законодательством.
Если ущерб, причиненный автотранспортному средству больше 400000 рублей, то их выплачивает страховщик, а остальной ущерб, подтвержденный экспертом, можно взыскать с виновника аварии. Если же у него оформлен договор добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО), то сумма выплат от страховой компании может быть увеличена до 1 млн. рублей.
Законодатель установил максимальные границы сумм компенсаций, которые должен выплачивать страховщик.
Независимо от того, который по счету в течение действия договора ОСАГО конкретный страховой случай, страховая компания обязана возместить потерпевшим ущерб в таких пределах:
- если причинен ущерб здоровью потерпевшего – 500 000 рублей на каждого;
- если причинен ущерб имуществу – 400 000 рублей на каждого потерпевшего;
- если ущерб причинен только имуществу, а дорожно-транспортное происшествие оформлялось в соответствии с «Европротоколом» (без участия сотрудников ГИБДД) – 50 000 рублей;
- если потерпевший погиб в результате аварии – 475 тысяч рублей, право на получение компенсации в этом случае переходит к лицам и в порядке, определенным Гражданским кодексом РФ (супруги, дети иные близкие родственники, законные представители и т. д.);
- на погребение погибшего в дорожно-транспортном происшествии – 25 000 рублей, выплачивается при доказательстве таких расходов.
Очень часто в практике, сумма компенсации, рассчитанной по установленной законодателем Единой методикой установления стоимости ремонта с учетом износа поврежденных деталей, не совпадает с действительно затраченными потерпевшим средствами. Это происходит из-за того, что приобретаются новые агрегаты взамен поврежденных, которые естественно уже имели некоторую степень износа.
Так же при расчете расхода на ремонт по восстановлению автомобиля, происходит уменьшение суммы в связи с износом поврежденных деталей. При расчете к формулам применяются значения коэффициентов износа, условий эксплуатации, других характеристик, опираясь на самые стандартные условия использования автомобилей. То есть не учитываются индивидуальные особенности эксплуатации транспортного средства до момента аварии, а применяются «усредненные» значения.
Конституционный суд РФ с такой практикой не согласился и вынес постановление от 10.03.2017 N 6-П, в котором указано, что если агрегаты и детали, которые были повреждены в результате дорожно-транспортного происшествия требуют замены, то в большинстве случаев должны быть заменены на новые. Это необходимо для возвращения не только эксплуатационных характеристик и обеспечения требований безопасности, но и для восстановления товарной стоимости поврежденного транспортного средства.
Так как возмещение ущерба в полном объеме – это так же и восстановление автомобиля до состояния, которое у него было до аварии, то при замене на новые узлы и агрегаты, стоимость автомашины возрастает.
Однако с потерпевшего не может быть взыскана разница в стоимости изношенных деталей и новых, так как потерпевший не обязан самостоятельно производить поиск необходимых деталей с аналогичным износом. Соответственно нельзя говорить в этом случае и о необоснованном обогащении потерпевшего.
Конституционный суд РФ также разъясняет, что если компенсации от страховой компании пострадавшему не хватит, чтобы покрыть причиненный вред (с учетом полной стоимости новых агрегатов), он имеет право взыскать разницу с виновного в дорожно-транспортном происшествии.
Исходя из вышесказанного, пострадавший, который получил страховую выплату в рамках договора ОСАГО с учетом износа узлов и агрегатов, имеет право требовать полного возмещения материального ущерба.
Однако ему необходимо доказать, что фактически причиненный ущерб больше произведенной выплаты. Но и виновный в дорожно-транспортном происшествии, повлекшим причинение вреда, может не согласиться с этим и обратится в суд с целью уменьшения суммы выплаты.
Законодатель внес изменения в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, в том числе и в части, регулирующие права потерпевших в дорожно-транспортном происшествии.
Можно выделить три основных и очень важных изменения:
- максимальный предел выплат увеличен до 500000 рублей;
- компенсации страховщик должен выплачивать в упрощенном порядке, только на основании медицинских документов;
- установлены особые условия компенсаций для потерпевших в коммерческом транспорте.
Напомним, что до принятия таких поправок у страховых компаний существовало огромное количество способов, для того, чтобы законно отказать в выплате потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии. Обычной практикой у страховщиков было требовать справку о том, что лечение потерпевшего не входило в программу ОМС, а на восстановление здоровья были затрачены собственные средства.
Под программу обязательного медицинского страхования подпадает множество различных травм. Наверное, все понимают, что, мероприятия по реабилитации могут быть бесплатными, однако наилучший эффект зачастую может быть достигнут только в платных медицинских учреждениях.
Раньше законодатель предусматривал лимит по страховым выплатам, который распределялся между всеми потерпевшими в соответствии с тяжестью полученных увечий. Внесенные изменения, позволяют каждому из потерпевших получить максимальную сумму, предусмотренную Законом.
По новым правилам получить страховые выплаты можно направив страховщику такие документы:
- Документ, удостоверяющий личность;
- Справка о дорожно-транспортном происшествии. В ней обязательно должно быть указаны ваши данные, как лица, пострадавшего в аварии;
- Договор обязательного автострахования (полис ОСАГО);
- Медицинская документация, с подтверждением необходимости восстановления.
Также, законодатель установил конкретные суммы, которые обязательны к оплате при тех или иных травмах.
Какая же сумма компенсаций, которые обязан выплатить страховщик пострадавшим со стойким расстройством здоровья, полученным в результате дорожно-транспортного происшествия?
- при приобретении инвалидности первой степени выплате подлежит 100 % установленного лимита;
- при приобретении инвалидности второй группы выплате подлежит 70 % установленного лимита;
- при приобретении инвалидности третьей группы выплате подлежит 50 % установленного лимита;
- если в результате аварии несовершеннолетнему назначен статус «ребенок-инвалид», то выплатить необходимо 100 % установленного лимита.
В новых поправках к закону «Об ОСАГО» представлена сводная таблица, которая разъясняет, сумму выплат за конкретное повреждение, например, за перелом свода и основания черепа страховая компания обязана выплатить потерпевшему 25 % от суммы установленного лимита, в 2018 году это будет 125000 рублей.
Еще один важный момент, установленный законодателем – страховые выплаты пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с участием коммерческого транспорта. Максимальный размер выплат – 2 миллиона рублей для каждого из потерпевших. То есть, если в результате столкновения с автобусом, погиб человек, то его наследники (родственники) получат 100 % от установленного лимита.
Однако многие автоюристы и правозащитники полагают, что размер компенсации, за жизнь человека, погибшего или получившего тяжелые повреждения в коммерческом транспорте и размер компенсации за жизнь человека, погибшего в личной машине нелогичен и указывают законодателю на необходимость пересмотреть этот вопрос.
Подводя итог важным нововведениям в вопросах, касающихся выплат по ОСАГО, можно выделить следующее:
- Компенсацию имеют право получить не только лицо, получившее тяжкие телесные повреждения в дорожно-транспортном происшествии, но и его родственники;
- Кроме непосредственно компенсационных выплат за причинение физического вреда, потерпевший может потребовать возместить и моральный вред. Данное требование может быть направлено виновнику, не зависимости от выплат, произведенных страховой компанией;
- Страховая компенсация направляется платежами на процедуры реабилитации, для приобретения протезов, лекарственных препаратов, на оплату услуг специалистов в конкретной области медицины;
- Платежи от виновника дорожного происшествия, а равно и от страховщика могут направляться на возмещение убытков из-за утраты трудоспособности.