Защита прав автомобилиста

Практически каждый автолюбитель время от времени сталкивается с подобными проблемами: недобросовестными продавцами автомобилей, низким качеством услуг по ремонту машины, халатностью страховых агентств и произволом сотрудников правоохранительных органов. Зачастую проблемы могут возникнуть даже на этапе получения водительских прав. И для того, чтобы отстоять свои права и защитить свои интересы в тех или иных обстоятельствах, разумнее всего сразу же обратиться за помощью к специалисту. Однако в то же время каждый автолюбитель обязан сам знать базовые права и нормы для того, чтобы неуклонно им следовать.

Знание закона в большинстве случаев помогает водителям не только сэкономить немалые суммы денег, но и остаться с водительским удостоверением. Как правило, успех в решении подобных проблем наполовину зависит от своевременности обращения автолюбителя за консультацией к юристу. Также немалую роль в ситуации играет пакет документов, подтверждающих факт нарушения прав владельца транспортного средства.

Какой закон говорит о защите имеющихся у автомобилиста прав?

Согласно закону, автомобиль приравнивается к любой другой категории товаров, продающихся на полках магазина. Это означает, что во время приобретения автомобиля или после сделки покупатель может обнаружить существенные недостатки даже несмотря на то, что машина была куплена в одном из самых надежных салонов. Данная ситуация может быть решена мирным путем в случае, если руководитель салона не захочет вступать в разбирательства: все недостатки будут без проблем устранены или будет произведен обмен. Однако такой вариант не несет никакой выгоды салону, а это значит, что, скорее всего, вам придется отстаивать свои права.

Согласно закону, права автолюбителей при приобретении бракованной модели автомобиля регламентируются статьями 18-26 Закона «О защите прав потребителей» в последней редакции.

Исходя из вышеуказанной статьи, покупатель может вернуть свои деньги, потраченные на покупку некачественного автомобиля или обменять его на новую машину при соблюдении следующих пунктов:

  • В купленной машине был обнаружен существенный брак;
  • Сроки ремонта автомобиля были нарушены;
  • Автомобиль не был в использовании в период гарантийного срока более 30 дней из-за постоянных ремонтных работ.

Автомобиль считается технически сложным и дорогостоящим товаром. Именно поэтому при обнаружении заводских поломок и дефектов покупатель имеет полное право на возврат денежной суммы, потраченной на покупку машины, или на обмен автомобиля.

Согласно действующему законодательству, список прав, которыми обладает автолюбитель, может варьироваться исходя из сроков обнаружения брака и предъявления соответствующих требований продавцу.

Так, не позднее 15 суток после совершения покупки и обнаружения дефектов покупатель имеет право выдвинуть одно из нижеследующих требований:

  • Отказаться от выполнения своих обязательств по соглашению купли-продажи и потребовать возврата потраченной суммы денег;
  • Потребовать обмен бракованного автомобиля на качественный аналог этой же модели и марки;
  • Потребовать обмен некачественного автомобиля на машину другой марки с перерасчетом стоимости;
  • Потребовать предоставления скидки;
  • Потребовать проведения ремонта автомобиля за счет салона или возмещения потраченной суммы денег на ремонт машины третьими лицами.

Не забудьте учесть, что составленная вами претензия должна быть вручена лично ответственному лицу или отправлена заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении в течение двух недель с момента покупки. При выборе второго варианта передачи претензии помните, что засчитан будет не день получения письма, а дата его отправки. Не забудьте включить в текст претензии одно из вышеуказанных требований в обязательном порядке. Помните, что степень обнаруженного дефекта не играет никакой роли. Важен лишь сам факт его наличия и природа его возникновения. Поэтому перед отправкой претензии удостоверьтесь в том, что выявленный вами брак действительно носит заводской характер.

В случае если данный срок в 15 дней давно позади, однако автомобиль все еще находится на гарантийном обслуживании, покупатель может потребовать возврата денег за покупку или же обмен машины на качественную только при учете следующих пунктов:

  • Наличие существенного брака в машине;
  • Нарушение законных сроков ремонта автомобиля;
  • Невозможность использовать автомобиль из-за его периодического ремонта в течение 30 суток в течение каждого года гарантийного срока.

В практике, дефекты, которые не подлежат ремонту, встречаются крайне редко. Несоразмерные расходы на устранение дефектов в автомобиле подразумевают затраты примерно равные стоимости машины. Как правило, подобные ситуации также встречаются не часто.

Как известно, согласно закону, дефекты в покупке должны быть устранены в течение разумного срока – 45 дней. В случае, когда на ремонт автомобиля требуется более 45 дней, речь идет об устранении существенного недостатка.

Для того чтобы узнать больше о своих правах в случае, если вы приобрели некачественный автомобиль, загляните в соответствующие нормативно-правовые акты. Обратите особое внимание на некоторые нюансы, к примеру, пункты, касающиеся передачи автомобиля в сервисный центр.  В данных случаях специалисты рекомендуют внимательно проследить за тем, чтобы полный список недочетов и замечаний, который вы предъявили, был четко зафиксирован в письменной форме.

Неоднократно проверьте, чтобы каждый выявленный брак был зафиксирован в документах для того, чтобы мастер смог провести гарантийный ремонт каждого из них. Устранение недостатков должно быть произведено в минимальные сроки. Помните, что отсутствие деталей в сервисном центре не является законным обоснованием для того, чтобы отсрочить дату завершения ремонтных работ.

Так, вне зависимости от обстоятельств, ремонт авто не должен превысить 45 суток. В случае задержек покупатель вправе требовать:

  • Выплаты неустойки за каждые просроченные сутки в размере 1 процента от общей стоимости;
  • Расторжения соглашения сторон и последующей выплаты потраченной на автомобиль суммы;
  • Замены автомобиля качественной моделью.

Все вышеуказанные права автомобилиста зафиксированы в действующем законодательстве. Своевременное и четкое соблюдение данных прав – обязательно как для автолюбителей, так и для работников автомобильных салонов и мастерских. В противном случае стороны могут быть привлечены к ответственности и выплате соответствующих штрафных санкций. Для того чтобы подробнее разобраться в отдельных пунктах законодательства обратитесь к юристу.