Как защитить права потребителя медицинских услуг?

Актуальными по сей день остаются вопросы, которые связаны с качеством услуг, предоставляемых медицинскими организациями. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества обращений пациентов и проводимых по ним разбирательствам. Из вышесказанного следует, что необходимо рассмотреть потребительские права, закрепленные законодательно, а также необходимость информирования по их защите.
Содержание
Как происходит защита законодательно установленных прав пациентов?
Закон наделяет пациентов правами на:
- Информирование о законодательстве, регулирующем потребительские права, касаемо их защиты;
- Оказание услуги должно быть качественным, недостатков быть не должно;
- Способ оказания услуги должен быть безопасным;
- Информирование, касающееся непосредственно медицинской организации, ее работников, осуществляющих в ней деятельность, а также о перечне услуг, которые можно получить, обратившись в данную организацию;
- Право на получение информации, от которой может зависеть качество услуги, которая будет оказана;
- Добросовестное следование срокам, в которые должна быть оказана услуга. Сроки установлены законодателем либо в положениях договора.
Как гласит закон «О защите прав потребителей» в статье 29, при возникновении ситуации, когда услуга не оказана, или оказана некачественно или с нарушением сроков, установленных законом, но при этом вам не причинен какой-либо вред, вы можете требовать:
- Чтобы медицинской организацией были устранены недостатки, которые проявились при оказании услуги, в частности требуйте проведения вам дополнительного курса процедур, долечивание и прочее;
- Возместить вам расходы, которые у вас возникли в связи с устранением недостатков, к примеру, прохождение лечения у врача, занимающегося частной практикой либо в другом учреждении, оказывающем подобного рода услуги;
- Уменьшить стоимость на услуги;
- Оказать вам услугу повторно.
Учтите, что в случае если недостатки, которые вами были обнаружены при оказании услуги, носят характер существенных – требуйте расторгнуть ранее заключенный договор либо возместить причиненные вам убытки.
Согласно статье 31 закона «О защите прав потребителей» на выполнение претензий у ее получателя имеется десятидневный срок, который начинает течь с того момента, когда вы предъявили свои требования.
Статья 16 вышеупомянутого закона гласит, что те положения договора, которые ограничивают либо нарушают ваши права пациента в сравнительном отношении к положениям, прописанным в нормативно-правовых актах, признаются недействующими.
Образец досудебной претензии о возврате денежных средств.
О том, как сделать возврат гарантийного товара в магазин, читайте тут.
Как пишется претензия на возврат товара после ремонта, читайте по ссылке: http://uropora.ru/zashhita-prav-potrebitelej/pretenzionnyj-poryadok/pretenzii-po-tovaru/pretenziya-o-vozvrate-tovara-posle-remonta.html
Организации, оказывающие медицинские услуги, согласно нормам, установленным законодательством России, будут нести ответственность за неисполнение договора или исполнение ненадлежащим образом. Статьи 15 и 29 закона «О защите прав потребителей» и статьи 66 и 68 закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» содержат в себе положения, касающиеся того, что вы, являясь пациентом, в праве требовать чтобы вам возместили ущерб, который причинен вашему здоровью, а также компенсировали моральный вред, что связано с тем, что медицинская организация выполнила услуги некачественно.
Какие услуги можно назвать медицинскими?
К услугам, которые оказываются медицинскими организациями, можно отнести:
- гинекология;
- терапевтическая стоматология;
- акушерство;
- косметология, имеющая терапевтическую направленность;
- офтальмология;
- медицина, имеющая спортивное направление;
- хирургия;
- кардиология;
- косметология хирургической направленности;
- трансплантация органов и тканей (сюда же входит их забор и хранение);
- физиотерапия;
- физическая культура лечебная;
- детская стоматология;
- судебно-медицинские экспертизы;
- хирургическая стоматология;
- терапия мануальной направленности;
- проведение различных медицинских осмотров;
- проведение экспертизы с целью установления профпригодности;
- челюстно-лицевая хирургия;
- массаж медицинский;
- традиционная медицина;
- другие направления.
Всего насчитывается порядка 130 направлений, которые устанавливаются в приложении № 1 к Положению о лицензировании медицинской деятельности, которое утверждено
Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30.
После ознакомления со всем спектром услуг, которые оказывают медицинские организации, можно сказать, что в данный момент они в себя включают и такие услуги/работы, которые являются смежными с медициной. Это такие направления как традиционная медицина, косметология, физкультура, проводимая в лечебных целях. Необходимо знать, что для осуществления всех указанных видов деятельности обязательно должна быть лицензия.
Куда обращаться при возникновении необходимости защиты имеющихся у пациента прав?
Если вы, будучи пациентом медицинской организации, воспользовались услугами, которые организации предоставляют, но они были оказаны некачественно – требуйте возврата денежных средств, которые были вами потрачены на услугу, а также возмещения, причиненного вам морального и материального вреда. Однако, стоит отметить что в настоящее время ничтожно мало количество споров, рассматриваемых судом о некачественных услугах медицинского характера, несмотря на то, что подобные жалобы подаются в большом количестве. Как вам необходимо поступить, если ваши права были нарушены организациями, которые оказывают медицинские услуги?
Изначально составьте и отправьте в данную организацию письменную претензию, в которой изложите свои требования к ней, заключающиеся в устранении нарушений допущенных при оказании услуги.
Стадия урегулирования споров, на которой вы направляете претензию, является досудебной и носит название претензионной. Данная стадия, как правило, считается обязательной перед обращением в судебную инстанцию, в связи с чем необходимо юридически грамотно составить претензию. Следует отметить, что есть вероятность, что организация, которой вы адресовали претензию, проигнорирует ее либо откажет в удовлетворении тех требований, которые вы выдвинули. В случае такого развития событий вы должны подать в суд иск, который будет содержать требования возмещения вреда вашему здоровью.
Комментарии к статье "Как защитить права потребителя медицинских услуг?"
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!