Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

image_pdfimage_print

На основании многолетней практики можно сделать вывод, что уровень жизнедеятельности и развития любой страны непосредственно зависит от имеющихся земельных ресурсов. При этом они предполагают не только государственные территории, но и то, что располагается выше или ниже этих пространств, в том числе различные энергетические характеристики и хозяйственные условия. Государственное состояние напрямую связано с развитием инфраструктуры и использованием потенциала земель.

В наше время владельцы участков земли зачастую желают извлекать максимальный доход из находящегося в собственности имущества, но при этом вкладывать в него как можно меньше, не заботясь об изменении качественных свойств объектов и проявляя безразличие к поддержанию состояния почв.

Этим обусловлена необходимость мероприятий по охране участков сельхозназначения, а также их грамотного применения. Эти моменты сегодня крайне важны и являются одной из главнейших стратегических целей государства. Она воплощается при помощи государственного мониторинга наделов обозначенного предназначения.

Порядок проведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

Выделяют два вида государственного мониторинга землевладений с сельскохозяйственным назначением:

  • эксплуатации земель;
  • состояния земель.

При мониторинге использования наделов происходит контроль за производимым землепользованием согласно их целевому назначению, обозначенному соответствующей документацией.

Данные результатов таких мероприятий применяются, когда исполняется государственный земельный надзор в целях предоставления необходимых данных о пользовании наделами земель органам государственной, муниципальной власти, а также физическим и юридическим лицам.

Мониторинг состояния земель предполагает наблюдение за плодородностью почвы участков сельхозназначения и отслеживание коэффициентов ее плодородности на основании Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 4 мая 2010 г. № 150, зарегистрированного Минюстом РФ 15 июля 2010 г., регистрационный № 17846.

Указанным видом мониторинга обнаруживаются числовые показатели характеристик динамики масштаба землевладений и наделов сельскохозяйственного назначения.

При таком мониторинге сельскохозяйственных земель требуемая информация получается с применением следующего:

  • сведений, полученных при дистанционном зондировании (это может быть всевозможная съемка, произведенная на комических и прочих летательных аппаратах);
  • сетей тестовых полигонов;
  • наземной съемки, исследований и различного контроля;
  • надлежащих документов по землеустройству;
  • инвентаризационных данных и сведений по результатам исследования наделов земли;
  • информации в отношении количества и состава земель, зафиксированной актами государственных и муниципальных органов;
  • сведений, которые предоставлены государственными и муниципальными органами власти, включая полученные при межведомственном информационном взаимодействии;
  • итогов усовершенствования картографических основ (при дешифровке фотографических планов местности либо данных, представленных топографическим картами и планами).

Проведение съемок, наблюдений и исследований, проводимых в процессе государственного мониторинга земельных объектов сельхозназначения, исходя из сроков и регулярности их исполнения подразделяют на такие типы:

  • базовый (исходный) — комплекс процедур, представляющий собой сбор и обработку сведений о состоянии сельхозземель с применением наземного контроля либо информации, полученной при дистанционном зондировании нашей планеты;
  • периодический — представляет собой установленную последовательность определенных действий, заключающихся в сборе и обработке данных о качестве земель сельхозназначения, включая их эксплуатацию по факту и состояние почвы, осуществляемых как минимум каждые пять лет, с применением наземного наблюдения или информации, полученной в результате зондирования Земли дистанционным способом;
  • оперативный — некий комплекс мероприятий, заключающихся в сборе и обрабатывании сведений о состоянии и пользовании сельскохозяйственных участков на текущий момент, исполняемых минимум раз в год (когда происходит вегетация сельхозкульутр), с применением наблюдения наземного типа или дистанционных данных в результате зондирования планеты.

Важность базовых (исходных) наблюдений предопределяется необходимостью получить первичные значения показателей, отображающих качество и пользование участков сельхозназначения при отсутствии подобной информации в конкретной местности, а также для анализа имеющихся изменений (сравнением надлежащих показателей с данными, полученными при периодических и оперативных наблюдениях).

При формировании результатов государственного мониторинга наделов сельхозназначения фиксируется, при помощи каких видов съемок, наблюдений и исследований осуществлялась данная процедура.

В процессе исполнения такого рода мероприятий в отношении сельскохозяйственных землевладений, Министерством делается запрос данных о пользовании и качестве наделов указанного назначения в федеральные органы исполнительной власти, государственные органы субъектов государства, муниципальные органы, выступающие в роли собственников земель, находящихся во владении Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитета, либо участков, государственную собственность на которые не разграничивают.

Передача государственными и муниципальными органами информации, приведенной пунктом 14 обозначенного ранее Порядка, происходит исходя из запрашиваемых Министерством в электронном виде сведений. Для таких запросов обязательна квалифицированная электронная подпись, оформленная на соответствующее должностное лицо Министерства. Также это допустимо сделать в форме документа, оформленного на бумаге (при отсутствии возможности подготовить и направить запрос в электронном виде).

В нашей стране обязанность по исполнению мероприятий в рамках государственного мониторинга сельскохозяйственных землевладений возложена на Министерство сельского хозяйства РФ, а также на подведомственные ему федеральные государственные бюджетные учреждения.

При исполнении действий по государственному мониторингу сельскохозяйственных участков применяются и данные, отражающие состояние и эксплуатацию землевладений, поступающие при информационном взаимодействии с Россельхознадзором.

В качестве объектов государственного мониторинга наделов сельхозназначения выступают участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства (вне зависимости от того, какая форма собственности и хозяйствования установлена для объекта) субъектов России в общем, различных административных единиц, образуемых на уровне муниципалитета, тестовых (валидационных) полигонов и земельных наделов, либо целых групп землевладений.

При государственном мониторинге любого надела земли, в отношении которого проводится государственный мониторинг указанных угодий, необходима четкая фиксация определенных значений, характеризующих его качество и установленное документацией пользование.

Показатели при мониторинге сельскохозяйственных участков состоят в следующем: 

  • общих размерах землевладений;
  • общих габаритов сельхозугодий;
  • общей площади наделов, допустимое пользование которыми соответствует обозначенному (при мониторинге участков сельхозназначения осуществляется относительно наделов с определенным видом допустимого землепользования);
  • размерах землевладений, касательно которых был обнаружен факт нецелевого использования субъектами земельных правоотношений, неисполнения обязанностей по обеспечению состояния наделов, пригодного для необходимого применения их согласно целевому назначению;
  • площади земельных объектов, которые не эксплуатируются;
  • параметрах наделов земли, которые использовались с другими возможными нарушениями положений, установленных земельным законодательством;
  • площади разграничения участков в соответствии с формами собственности, согласно данным, зафиксированным в Едином государственном реестре недвижимости;
  • прочие значения, необходимость которых обусловлена предписаниями действующего российского законодательства.

Мониторинг состояния наделов предполагает наличие некоторых показателей относительно плодородности землевладения сельскохозяйственного назначения, установленных нормами Порядка учета.

Состояние земельных участков оценивается посредством исследований, проводимых последовательно (периодично, своевременно), мероприятий по наблюдению за направлениями и скоростью происходящих преобразований, и сопоставления полученной при этом информации с показателями, выявленными при базовом наблюдении. 

После того, как оценка качества землевладений получена, осуществляется прогнозирование и составление рекомендаций, к которым приобщаются различные тематические карты, схематические изображения и таблицы, отображающие данные о динамических показателях и направленности произошедших изменений, особенно несущих отрицательное воздействие на имущество.

По окончании мероприятий по государственному мониторингу сельскохозяйственных участков, полученная информация применяется при формировании доклада в отношении состояния землепользования соответствующих наделов в России.

Государственный мониторинг сельхозугодий обеспечивает сведения, которые фиксируются Федеральной государственной информационной системой «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения».

Предоставленные материалы и показатели, обнаруженные при государственном мониторинге сельскохозяйственных участков, копятся и сохраняются особыми архивами (фондами), а также специально разработанными базами данных.

Сведения, приобретенные в процессе исполнения государственного мониторинга участков сельхозназначения, передаются в государственный фонд, содержащий данные государственного экологического мониторинга (иначе называемого государственным мониторингом окружающей среды), согласно предписаний постановления Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».

Общие данные об итогах государственного мониторинга сельскохозяйственных землевладений в пределах муниципальных образований, субъектов РФ и государства в целом (кроме данных ограниченного в соответствии с федеральным законодательством доступа) являются общедоступными.

Пользование данными об итогах государственного мониторинга сельскохозяйственных угодий (кроме тех, которые закрыты для доступа согласно федеральных законов), федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и муниципальных образований, а также гражданами и хозяйствующими субъектами любых организационно-правовых форм, происходит в бесплатном порядке.

Граждане и различные организации могут пользоваться обобщенными сведениями об итогах произведения государственного мониторинга участков (кроме сведений, ограниченных в доступе нормами федеральных законов) при помощи интернета. При возникновении необходимости ознакомления с такого рода информацией обратитесь к официальному сайту Министерства.

Передача данных, полученных в результате указанных мероприятий в отношении сельскохозяйственных наделов, находящихся в ограниченном доступе, происходит в соответствии с установлениями действующих правовых актов, регламентирующих вопросы, касающиеся государственной тайны, коммерческой тайны или других тайн, которые охраняются положениями закона на территории Российской Федерации.

Для чего нужен мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

При мониторинге участков сельхозназначения разрешаются вопросы такого плана:

  • оперативное обнаружение изменений качества землевладений, произведение их оценки, прогнозирование и разработка предложений по оптимизации их плодородности, заблаговременное предупреждение и оперативная ликвидация отрицательных проявлений, порождаемых в результате определенных процессов;
  • оформление сведений на основании регулярных исследований плодородности почвы и наблюдения за качественными характеристиками и процедурами эффективного землепользования наделов сельхозназначения как главного источника осуществления мероприятий в области сельского хозяйства с географическим соотнесением с сельскохозяйственными полигонами и контурами;
  • наблюдение за растительностью на сельскохозяйственных территориях и ее развитием;
  • оформление реестров плодородности почвы участков сельхозназначения и ведение учета их качества;
  • создание информационных ресурсов государства в отношении сельскохозяйственных наделов для проведения мероприятий по анализу, прогнозированию и разработке направлений отечественной политики в области земельных правоотношений (в той части, которая касается участков сельскохозяйственного типа) и продуктивного землепользования, а также применения в статистике;
  • гарантирование доступности для любых граждан и организаций к сведениям в отношении состояния участков сельхозназначения;
  • принятие участия в различных программах международного плана (обеспечение исполнения международных обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами).

В целях разрешения вышеперечисленных и близких по значению вопросов необходимы современные методики, а также способы получения, сохранения, оптимизации и предъявления различных сведений и информационного обмена. В их число входят методики по сбору существенных объемов информации по целому ряду значений с крупногабаритных объектов недвижимости.

Кроме того, требуется передача полученных данных посредством электронных документов, которые являются годными для эксплуатации разнообразными системами, включая геоинформационные.

Такого рода системами осуществляется объединение географических данных пространственного плана, воздушных, космических изображений и прочих тематических сведений по множественным сельскохозяйственным параметрам, отображаемым в виде карт и таблиц.

Использование подобных систем доступно для фиксирования довольно крупных объемов сведений на экран или на другой желаемый твердый носитель любого типа.

Путем приобщения к полученным в результате мероприятий данным иных собранных и систематизированных сведений, таких, к примеру, как качественные характеристики почв, метеорологические сведения, данные фитосанитарных исследований, информация, выявленная посредством спутниковых, воздушных наблюдений и прочее, доступно получение вторичного производного картографического материала аналитического характера.

С его учетом появляется возможность проведения анализа показателей распространения сельскохозяйственных культур на определенной территории в определенный промежуток времени.

Не исключено, что это самый подходящий вариант проведения мониторинга качества растительности на конкретной территории, урожайности и состояния пастбищ, а также степени их полезности, обнаружения ухудшения растительных насаждений либо почв, прогнозов урожайности и тому подобное.

Положительность мониторинга как определенной системы по отслеживанию можно считать очевидными, так как наблюдения почвенного и агрохимического плана зачастую исполняются на основании программ, предполагающих односторонний и весьма ограниченный список показателей и применения разнообразных методик и действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: